Вся правда о Санта Клаусе: исследования ученых
В ночь с 24 на 25 декабря католики и протестанты всего мира отмечают Рождество Христово
В ночь с 24 на 25 декабря католики и протестанты всего мира отмечают Рождество Христово.
Главным современным символом Рождества считается Санта Клаус, которого обычно представляют в виде толстого добродушного старика в очках и с белой бородой, одетого в теплую красную курку, такие же штаны и колпак. Однако исторический прообраз этого персонажа – святой Николай Чудотворец – мало напоминал нынешнего Санту.
Николай Чудотворец – одного из самых почитаемых святых в христианском мире. Он считается защитником простых людей, покровителем мореходства, торговли и земледелия, а также опекуном бедных и сирот.
Согласно житию, святитель Николай родился в III веке н.э. в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия (на территории современной провинции Анталия в Турции). Известность получил как архиепископ Мир Ликийских (Византия), в т.ч. благодаря своей благотворительности и защите невинно осужденных, а также многочисленным деяниям и чудесам.
Лицо архиепископа Николая было реконструировано группой британских антропологов и итальянских ученых по останкам, которые хранятся в базилике Святого Николая в Бари.
"Настоящий Санта Клаус был ростом 170 см и имел резкие черты лица, которое казалось еще суровее из-за перебитого носа. Кожа у него была смуглая, коротко остриженные спутанные волосы, всклокоченная борода. Крупный, устрашающего вида мужчина", – рассказали исследователи.
По легенде, архиепископ Николай подбрасывал небольшие мешочки с золотыми монетами в дымоходы домов бедных девушек, которые были достаточно взрослыми для женитьбы, но не имели приданого.
Традиция дарить в этот день подарки относится к Х веку, когда в Кельнском соборе 6 декабря ученикам церковноприходской школы стали раздавать сладости. Позже в Германии в домах стали вывешивать башмаки или носки для того, чтобы святой Николай положил туда детям подарки.
Растиражированный в наши дни образ Санта Клауса начинает оформляться в конце XVIII – начале XIX века. Тогда же закрепляется традиция изображать его на санях, запряженных оленями.
На первых иллюстрациях Санта управлял маленькими санями, которые вез единственный олень. В 1823 увидело свет первое издание знаменитой поэмы "Ночь перед Рождеством", в которой сани везли уже восемь "рогатых помощников".
Девятый олень по имени Рудольф, который становится во главе упряжки, появился только в 1949 году, когда Джонни Маркс написал песню "Рудольф, Красноносый Северный Олень". Остальных оленей зовут Дэшер ("Потрясающий"), Дэнсер ("Танцор"), Прэнсер ("Гарцующий"), Виксен ("Злобный"), Комет ("Комета"), Кюпид ("Купидон"), Дандер ("Болван") и Бликсем ("Молниеносный").
При этом ученые до сих пор не могут определиться с половой принадлежностью "ездовых животных" Санты – ряд специалистов всерьез спорят, являются ли олени обычными самцами, кастрированными или вообще самками.
Окончательно внешний вид Санта Клауса оформился благодаря рекламе – знакомый не только западному миру образ нарисовал американский художник Хандон Сандблом, создавший в 1931 году серию рисунков по заказу компании "Кока-кола".
Как сообщали ЮГА.ру, в последнее время раздаются призывы к радикальной "модернизации" главного символа Рождества. Так, Доктор Натан Гриллс из Университета Монаша (Австралия) утверждает, что изображения толстого Санты, который поглощает бренди и мясные пироги, разъезжая в санях, явно не способствуют пропаганде здорового и безопасного образа жизни среди подрастающего поколения.
По словам австралийского ученого, степень вреда усиливается тем, что Санта Клауса зачастую используют для рекламы товаров, в той или иной степени вредных для здоровья (от сладкой газировки до алкоголя и табачных изделий). Кроме того, он косвенно пропагандирует вождение в нетрезвом виде, утверждает доктор Гриллс, ссылаясь на традицию оставлять новогоднему волшебнику стаканчик бренди "на дорожку".
"Образ более здорового Санта Клауса был бы очень эффективен для рассказа о здоровом питании и правильном образе жизни", – убежден ученый.