Большой адронный коллайдер снова запущен – впервые в 2010 году
Большой адронный коллайдер вновь запущен – впервые после остановки в декабре 2009 года
Большой адронный коллайдер вновь запущен – впервые после остановки в декабре 2009 года.
Большой адронный коллайдер (Large Hadron Collider) – самый мощный в истории человечества ускоритель заряженных частиц. Считается, что пучки разгоняемых навстречу друг другу тяжелых протонов могут создать условия, близкие к тем, которые существовали в первые микросекунды после Большого Взрыва. Одной за главных задач коллайдера является получение бозона Хиггса – теоретически предсказанной элементарной частицы, которая отвечает за массу элементарных частиц.
Как сообщали ЮГА.ру, БАК был впервые включен в сентябре 2008 года, однако после пуска произошла авария, которая была вызвана повреждением одного из магнитных реле на клапане, регулирующем подачу жидкого гелия на сверхпроводящие магниты. 20 ноября 2009 года Большой адронный коллайдер был вновь успешно запущен после ремонта, который длился 14 месяцев.
В декабре 2009 года работа была вновь остановлена на "рождественские каникулы". Незадолго до остановки на коллайдере были проведены столкновения на рекордных энергиях: 9 декабря пучки протонов столкнулись на энергии 1,18 тераэлектронвольта, а к 14 декабря ученые зафиксировали 50 тысяч столкновений на рекордной энергии 2,36 тераэлектронвольта.
"БАК снова в строю. Первые в 2010 году пучки циркулируют в обоих направлениях", – сообщается в официальном твиттере ЦЕРН.
В ходе очередного этапа работы Большого адронного коллайдера исследователи намерены превысить прошлогодние показатели, добившись энергии в 3,5 ТэВ. Однако новых рекордов в ближайшее время поставлено не будет – в 2011 году LHC снова остановят для ремонта.
"В ближайшие полтора-два года мы планируем работать на энергии столкновений в 7 тераэлектронвольт (по 3,5 ТэВ на пучок). После этого начнется длительный период ремонта, во время которого будет сделано все необходимое, чтобы достичь во время следующего запуска проектной мощности в 14 ТэВ", – заявлял ранее директор ЦЕРН по ускорителям и технологии Стив Майерс.
"Это означает, что начало новой циркуляции пучков в феврале даст старт самой длинной фазе непрерывной работы ускорителя, которая продлится до лета или осени 2011 года. Столь длительный период позволит техникам подготовить все необходимое для будущего выхода на мощность в 14 ТэВ (по 7 ТэВ на пучок). В то же время, эксперименты в течение 18-24 месяцев дают возможность собрать достаточно информации для потенциальных открытий", – пояснил он.
Значение энергии, на которой будет работать коллайдер, является одним из ключевых параметров: считается, что увеличение мощности в 1,5 – 2 раза резко повышает научную эффективность исследований.
Главным препятствием для его вывода на проектную энергию остается плохое качество электрических контактов в сверхпроводящих магнитах. Именно дефектный контакт в одном из магнитов стал причиной аварии 19 сентября 2008 года. В ходе последующего ремонта были заменены некоторые магниты, однако однако полностью проблему это не решило. Сейчас главным "узким местом" является плохое качество не самих контактов, а медных шин, к которым в месте контакта припаяны сверхпроводящие кабели.
Многие серьезные исследователи не исключают возможность того, что работе коллайдера пытаются помешать из будущего или другого измерения, чтобы не допустить возникновения черной дыры или появления портала в параллельную вселенную.