Разницу между мальчиками и девочками определяет воспитание
Истоки гендерных различий, вероятнее всего, лежат преимущественно в воспитании детей
Истоки гендерных различий, вероятнее всего, лежат преимущественно в воспитании детей, утверждают специалисты.
По мнению американского нейрофизиолога Лизы Элиот, представления людей о различии между мужчинами и женщинами влияют на общество намного сильнее этих различий, пишет New Scientist.
Времена, когда женщины практически не занимались наукой, давно в прошлом. По данным американского Департамента образования, с 1970 года число докторских степеней у дам возросло в 5 раз в области физики, в 9 раз - среди информатиков и в 24 раза - в машиностроении. И тем не менее, регулярно высказывается мнение, что женщины не могут выступать на самом высоком уровне в подобных областях. В то же время, мальчики все дальше отходят от творческих занятий, таких как творчество, иностранные языки, искусство, пение в хоре, так как считают это исключительно женскими занятиями.
"Да, мальчики и девочки, мужчины и женщины отличаются друг от друга. Но большинство этих различий гораздо меньше, чем утверждают стереотипы. В нашем мозгу никак не зафиксированы гендерные различия в понимании математики, ориентации в пространстве, эмпатии и остальном, все эти навыки приобретаются в течение жизни. Если мужчины и женщины лучше или хуже владеют какими-то из них, то это - результат комплексного воздействия природных факторов и воспитания, что дает очень широкие возможности для формирования", - утверждает Лиза Элиот.
По словам доктора Элиот, оптимальным периодом для поиска различий между мальчиками и девочками является ранее детство. Существует классический эксперимент, в котором детей одевали в цвета противоположного пола и оценивали реакцию посторонних людей. Оказалось, что испытуемые, как правило, обращают внимание на красоту и эмоциональность тех детей, которых считают девочками, и силу и развитость тех, кого считают мальчиками.
В действительности, развитие детей идет практически идентично. Мальчики и девочки начинают улыбаться, ползать и ходить в одно и то же время, их зрение и слух развиваются одинаково хорошо. Изменения возникают в возрасте 4 месяцев: в этом возрасте девочки значительно охотнее и чаще вступают со взрослыми в зрительный контакт, а мальчики опережают юных барышень в способности мысленно манипулировать объектами.
Различия в предпочтении в игрушках тоже возникают не сразу. В раннем возрасте все дети предпочитают играть с куклами, так как у них есть лица, к которым любой ребенок тянется с рождения. Дети чуть постарше осваивают машинки и конструкторы, так как они дают больше возможности для активности. При этом, какими бы ни были первоначальные причины, большинство поведенческих различий между полами усиливаются с возрастом, только в результате воспитания.
"Маленькие мальчики высказывают крайне незначительные предпочтения в сторону машинок, но в уже пятилетнем возрасте они меньше всего хотят быть застуканными рядом с чем-либо розового цвета", - утверждает доктор Элиот.
Как правило, мальчики избегают женских игрушек, одежды и занятий намного больше, чем девочки избегают вещей для мальчиков, в основном из-за социальных табу. Таким образом, хотя дородовое воздействие тестостерона может склонить мальчиков в сторону предпочтения более активных игрушек, социальное влияние значительно усиливает эту разницу на протяжении всего детства, в период, когда уровень эстрогена и тестостерона, почти одинаковы у детей обоих полов.
Что касается когнитивных навыков, то девочки, как правило читают и считают лучше, чем мальчики, и эта разница усиливается и становится более заметной в школе. Однако нет никаких доказательств того, что мужской мозг менее приспособлен для раннего чтения. Все различие обусловлено тем, что девочки читают гораздо больше и, как правило, получают от этого больше удовольствия. Мальчики же проводят больше времени, играя в динамичные видеоигры и активно изучая окружающий мир, что, в последующем, играет важную роль в понимании геометрии и физики. Таким образом, разница формируется в результате разницы опыта, а не отличий в строении нервной системы.
По мнению доктора Элиот, гендерные стереотипы будут развиваться и видоизменяться в дальнейшем, в зависимости от новых возможностей и ожиданий последующих поколений. Однако более глубокое понимание реальных масштабов и причин истинных гендерных различий может помочь гораздо лучше развить уникальные таланты каждого ребенка.
Как сообщали ЮГА.ру, ранее ученые предположили, что один из наиболее распространенных стереотипов - преобладание розового цвета в жизни девочек - может оказывать на них негативное внияние.
В настоящее время к гендерным различиям исследователи отнесят отличия в структуре и работе мозга, действии алкоголя, особенности памяти, а также ревность, реакция на опасность, склонность к ночным кошмарам, отношение к командировкам и способность получать удовольствие от работы с приближение пенсионного возраста. Также недавно было доказано, что женщины являются более многозадачными системами, чем мужчины.
Кроме того, недавно ученые опровергли распространенное предположение, что женщины в большей степени, чем мужчины, склонны эмоционально привязываться к партнеру.