Труп Моны Лизы используют для воссоздания знаменитого портрета
Итальянские археологи откопали склеп с захоронением загадочной Джоконды
Команда итальянских экспертов обнаружила подземное захоронение, в котором, как предполагается, находятся останки Лизы Герардини дель Джокондо, умершей в 1542 году и послужившей моделью для Леонардо да Винчи. Раскопки велись на территории бывшего женского монастыря Святой Урсулы во Флоренции.
По информации Agence France-Presse, историки намерены воссоздать внешний облик Лизы Герардини для того, чтобы сравнить ее со знаменитым портретом, выставленным в Лувре. Подлинность останков будет подтверждена после сравнения выделенных фрагментов ДНК с генетическим кодом ныне живущих потомков Джоконды. Саму гробницу, в случае успеха, планируют сохранить как туристическую достопримечательность.
"Мы хотим найти череп и заново сделать портрет Моны Лизы", – пояснила пресс-секретарь группы Стефания Романо.
Заявление археологов уже привело к конфликту с ныне живущим потомком Лизы Герардини, актрисой Наталией Строцци.
"Я уверена, что это место ее последнего упокоения. Желание откопать останки - кощунственно и неуместно, особенно если это делается только для того, чтобы сравнить с очарованием картины Леонардо. Секрет Моны Лизы и ее загадочная улыбка должны оставаться тайной", – цитирует The Mirror Наталью Строцци.
Как сообщали ЮГА.ру, несколько лет назад ученому из Флоренции Джузеппе Палланти после кропотливых поисков в архивах удалось подтвердить предположение, что прототипом портрета Моны Лизы была Лиза Герардини, вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Эту версию еще во второй половине XVI озвучил известный биограф Леонардо Джоржио Вассари, однако существовали и другие версии того, кто же стал моделью для великого художника.
Согласно одной, Леонардо рисовал портрет с аристократки Беатриче Эсте, по другой – написал автопортрет, представив себя в виде женщины. Третья версия гласит, что художник, который якобы был бисексуалом, рисовал портрет со своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
Одной из причин завораживающего воздействия "Моны Лизы", помимо загадочной улыбки, является ее взгляд, который направлен на зрителя, под каким бы углом к картине он ни находился.
Исследования показали, что если смотреть Моне Лизе в глаза, то кажется, что на ее губах появляется легкая улыбка. Однако, стоит переместить взгляд на губы, эта улыбка исчезает. Профессор Хатцлер полагает, что при прямом взгляде на картину отчетливо видны тени вокруг рта, которые и "прячут" улыбку. Однако те же самые тени не заметны периферическим зрением, и изображение начинает выглядеть по-другому.
Кроме того, японский ученый доктор Мацуми Судзуки воссоздал предполагаемое звучание голоса Моны Лизы со знаменитой картины Леонардо да Винчи. Проведя измерения лица и рук на портрете, специалист из Японской акустической лаборатории реконструировал рост Джоконды – 168 см, а также создал модель ее черепа. Полученные данные помогли ученому смоделировать и ее голос с помощью специальной компьютерной программы, которая позволяет вычислить тембр по строению черепа и точным размерам носа, рта, разреза глаз и другим лицевым параметрам.
А французский историк искусства Жак Франк утверждает, что раскрыл секрет сложнейшей живописной техники Леонардо да Винчи – "сфумато", использованной при создании "Джоконды". Свои догадки Франк подтвердил экспериментально. Техника подразумевает, что у предметов на картине нет четких границ, они размыты и "рассеяны как дым", при этом даже самые темные участки как будто светятся изнутри. Многие художники возрождения пытались воспроизвести эффект сфумато, но никто не разгадал его технологии.