Карим Рашид: Дизайнократия спасет мир
Самый продаваемый дизайнер мира Карим Рашид прочитал лекцию на Krasnodar Design Week
Самый продаваемый дизайнер мира Карим Рашид прочитал лекцию на Krasnodar Design Week.
Как cообщали ЮГА.ру, 31 мая – 2 июня в Краснодаре состоялась Неделя дизайна, собравшая звезд мировой индустрии дизайна и ведущих российских специалистов в области архитектуры. Темой первого международного архитектурно-дизайнерского форума юга России была городская среда.
2 июня в рамках Krasnodar Design Week промышленный дизайнер и архитектор, один из активных идеологов материальной культуры XXI века Карим Рашид прочитал лекцию "Красота как бизнес".
Карим Рашид – самый продаваемый дизайнер мира, автор многочисленных книг, эссе и статей, посвященных пространству человеческой жизни в новом тысячелетии. Является автором многочисленных проектов офисов, ресторанов, отелей и бутиков, а также дизайна промышленных изделий (от стульев и посуды до ноутбуков и сотовых телефонов). Десятки его работ выставляются в музеях дизайна и современного искусства.
В настоящее время команда Карима Рашида, включающая 4 архитекторов, 6 промышленных дизайнеров и 4 бренд-менеджеров, работает над проектами в 43 странах мира.
Основной темой выступления Карима Рашида стала дизайнократия – концепция массового производства и глобального распространения товаров по доступным ценам.
"Дизайн вырос из промышленной революции XIX века. В наше время производится все больше товаров все лучшего качества, и их стоимость постоянно снижается. Материальный мир меняется в лучшую сторону, а хороший дизайн позволяет делать его одновременно поэтичным и функциональным", – отметил он.
При этом Карим Рашид противопоставляет "стайлинг", обращенный в прошлое и занимающийся преимущественно украшательством, и дизайн, который опирается на современность и непосредственный человеческий опыт.
По его словам, в основе дизайна должны лежать три основных критерия: опыт, который получают люди от вещей или интерьеров; дешевые способы производства и использование перерабатываемых материалов; демократичность.
"Лучшее из того, что можно сделать – это не обращать внимания на то, что уже было создано предшественниками. Когда вы фокусируетесь на современности, то появятся и современные идеи. Если вы сделаете что-то оригинальное, то станете не просто одним из 6 млрд. людей, но единственным в мировой истории", – обратился к залу гуру современного дизайна.
"Хороший дизайнер не смотрит в будущее, он смотрит в настоящее. А все остальные нацелены на прошлое. Если вы обращаете внимание на современность, то, в конце концов, повлияете на будущее", – пояснил он.
По мнению одного из идеологов материальной культуры XXI века, мы живем в эпоху начинающегося Casual Age – Века удобств, тесно связанного с понятиями свободы, легкости и комфорта.
"Casual Age – это ощущение свободы. В реальности она не всегда существует, но когда мы чувствуем себя свободными, то можем изменить все, что угодно", – добавил Карим Рашид.
При этом он ответил, что одной из проблем нашего времени является отсталость промышленности, которая продолжает воспроизводить технические решения и концепции прошлых эпох и недостаточно использует достижения "цифрового века".
"В дизайне и производстве сохраняется фиксация на архетипах. Например, в природе нет прямых линий, но мы почему-то все время стараемся себя ими окружать. Проблема в том, что до сих пор все проектируется в двух плоскостях, промышленность продолжает основываться лишь на 2 измерениях, поэтому вокруг нас все такое квадратное, поэтому мы живем во всех этих коробках", – сказал он.
Выходом, считает эксперт, является переход к проектированию в 3 измерениях.
"Когда вы проектируете в 2 плоскостях, то получаете трехмерные вещи. Когда вы проектируете в 3D, то в итоге возникает еще одно измерение – это опыт, социальное поведение. Если бы все дизайнеры вдохновлялись опытом и практичностью, мир был бы лучше", – пояснил Рашид.
"В цифровом веке вся сила переходит к потребителю, т.е. ко всем нам. Мы сами сможем менять мир. Мы должны иметь возможность выбирать цвет машины или джинсов не из предложенных нескольких вариантов, а из 1,6 млн. цветов. Многие компании заявляют, что потребитель еще не готов к этому, но мы все уже готовы", – подчеркнул он.
Карим Рашид также уверен, что нынешний материальный мир необходимо поднять на уровень, достигнутый виртуальным пространством, сделав его таким же "соблазнительным, красивым, умным, поэтичным, удобным и эстетичным".
Одной из задач является сделать коммуникации на физическом уровне такими же привлекательными, как и электронные.
"Материальный мир должен дорасти до цифрового, т.к. люди сейчас больше интересуются информационным пространством, а не окружающей действительностью", – заключил знаменитый дизайнер.
Смотрите также
Карим Рашид на Krasnodar Design Week (фоторепортаж)