5 политических партий в РФ содержатся на деньги бюджета – "Голос"
Опубликованы результаты наблюдения за финансированием и структурой расходов российских политических партий
Движение "Голос" опубликовало в открытом доступе доклад с результатами долгосрочного наблюдения за финансированием и структурой расходов российских политических партий. Как следует из документа, "большую пятерку" партий, получающих государственное финансирование согласно закону о политических партиях, составляют "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия" и "Яблоко".
Существует и "второй уровень" – ряд партий, пользующихся "парламентской льготой". Это "Гражданская платформа", "Патриоты России", "Родина", ПАРНАС, "Коммунисты России", Российская партия пенсионеров за справедливость, "Зеленые", "Гражданская сила", Партия роста.
"Разница в доходах политических партий колоссальна, – отмечают авторы доклада. – Даже внутри "большой пятерки" она отличается в 20 раз. Партии, не имеющие государственного финансирования, в своем большинстве работают лишь в период выборов, так как на большее не имеют средств".
Согласно отчетности о структуре доходов партий "большой пятерки", в их бюджете имеется переходящий остаток на 2016 год: "Единая Россия" – 1,7 млрд рублей, КПРФ – 1,3 млрд рублей, ЛДПР – 353 млн рублей, "Справедливая Россия" – 105,7 млн рублей, "Яблоко" – 57,8 млн рублей. Самая большая доля государственного финансирования наблюдается у "Яблока" (99%), затем следуют КПРФ (89,4%), "Справедливая Россия" (86,4%) и ЛДПР (74,6%). Меньше всего от официальной государственной поддержки зависит "Единая Россия" – в ее доходах эти перечисления составляют 68,6%.
Аналитики указывают на усиление финансовой зависимости от государства ведущих политических партий, что демонстрирует структура их доходов. Политические партии, получающие государственное финансирование, практически целиком зависят от него.
"При этом значительная часть расходов "Единой России", КПРФ и "Справедливой России", обеспеченная за счет российских налогоплательщиков, идет на зарплаты сотрудников аппаратов партий, аренду офисов и прочие административные расходы, а не на политическую работу, т.е. крупнейшие партии очевидным образом бюрократизируются", – сообщается в докладе.
В документе также проанализирована схема скрытого государственного финансирования политических партий через предоставление госконтрактов, грантов и субсидий. Такие механизмы финансирования, по мнению авторов, могут действовать по принципу так называемого "отката": компания получает госконтракт лишь в случае, если обязуется часть вырученных средств направить на поддержку конкретной партии.
"Среди компаний – доноров политических партий, получивших в 2015–2016 гг. относительно крупные госконтракты, более 90% пришлось на компании – доноры "Единой России", остальные средства получили юрлица, финансирующие партии "патриотической" направленности. Главными госзаказчиками у таких компаний на федеральном уровне стало Минобороны РФ с близкими ему предприятиями ВПК, Росавтодор и Росатом. Крупнейшими региональными госзаказчиками стали региональные и местные власти Башкортостана, Татарстана, Воронежской и Тюменской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа", – утверждают эксперты "Голоса".
По их мнению, есть основания полагать, что в будущей Государственной Думе именно указанные структуры получат наибольшие лоббистские возможности.