ЕСПЧ присудил компенсацию в 50 тыс. евро мужчине, которого в юности избили полицейские в Адыгее
Европейский суд по правам человека присудил компенсацию Николаю Девяткину, которого 14 лет назад в Адыгее избили сотрудники МВД
В 2003 году Николаю Девятнику было 16 лет. В документах суда говорится, что 4 ноября в селе Большесидоровском Девяткин был на заправке со своим младшим братом. Они собирались купить бензин и отвезти сломанный мотоцикл к друзьям, которые обещали починить его. Двое милиционеров из Красногвардейского РОВД подошли к детям и спросили их о мотоцикле. Дети отказались толкать мотоцикл, на котором сидел один из сотрудников, те оскорбили мальчиков. Милиционеры посадили младшего брата Девяткина к себе в машину, один из них ударил старшего мальчика по шее, сбил с ног и начал душить. Юношу затащили в машину, после этого детей повезли в гараж вместе с мотоциклом. Просьбы сообщить родителям сотрудники игнорировали.
Мотоцикл милиционеры оставили в гараже, обсудили что-то с людьми, которые там находились, и отвезли детей в местную администрацию, где родители нашли детей. Дети уехали домой, а потом в больницу. Избитого юношу осмотрел врач — у него был перелом лобной кости, отек и ссадины на шее, разбита губа.
В тот же день на отца мальчиков составили административный протокол по ст. 5.35 КоАП (Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних) — из-за того, что якобы его старший сын бранился в общественном месте (на заправке). Суд рассмотрел дело 25 декабря и признал отца виновным, назначив ему штраф. Мужчина это решение обжаловал, и суд следующей инстанции встал на его сторону.
Мать избитого ребенка 4 ноября 2003 года обратилась по поводу инцидента в прокуратуру, которая провела проверку, но не стала возбуждать уголовное дело. Это решение отменялось шесть раз, все их в последующем аннулировали при участии Генпрокуратуры. В последнем таком решении от 29 ноября 2005 года говорится, что милиционеры применили силу во время задержания, потому что юноша не предъявил права на мотоцикл и пытался убежать.
Красногвардейский районный суд поддержал версию, вынесенную по итогам проверки — полицейские законно использовали свои полномочия в отношении мальчика и его брата, нарушивших общественный порядок. Это решение обжаловали в Верховном суде Адыгеи — к тому моменту Николай Девяткин достиг совершеннолетия, у его матери не было разрешения на то, чтобы представлять его интересы в суде. Верховный суд отменил решение и направил материалы на новое рассмотрение. Районный суд 8 февраля 2006 года отметил, что в деле не было разрешения Девяткина на то, что его мать может представлять его в суде, и посчитал, что заявление, оспаривающее законность поведения милиционеров, не подлежало обжалованию. В марте Верховный суд Адыгеи оставил решение районного суда в силе.
Девяткин обратился в ЕСПЧ, опираясь на ст. 3 Конвенции о правах человека, которая запрещает пытки. Он жаловался на то, что получил ранения со стороны милиционеров, по его жалобам не провели эффективное расследование. Суд назначил ему компенсацию в 50 тыс. евро.