Родственники новороссийских моряков, заключенных в нигерийскую тюрьму, отправились в Лагос на слушания дела
30 мая должен начаться очередной этап слушаний дела 15 российских моряков – экипажа танкера "African pride", арестованных в 2003 году в Нигерии по обвинению в контрабанде
30 мая должен начаться очередной этап слушаний дела 15 российских моряков – экипажа танкера "African pride", арестованных в 2003 году в Нигерии по обвинению в контрабанде. Родственники заключенных отправляются в Нигерию, чтобы поддержать своих близких. Вердикт по этому делу судьи не могут вынести более года. А через адвокатов матерям и женам заключенных намекнули, что за "правильное" решение придется заплатить.Как сообщали ЮГА.ру, в октябре 2003 года судно с 11 тыс. тонн сырой нефти было задержано в 18 милях от Лагоса катерами пограничной охраны Нигерии. Под предлогом проверки документов пограничники увезли с собой капитана и старшего помощника, а затем отконвоировали судно в порт. Членов экипажа – в основном граждан России – обвинили в контрабанде сырой нефти и доставили сначала на военно-морскую базу, а затем – в тюрьму строгого режима Кирий-Кирий. Греческая компания-судовладелец, бросив людей на произвол судьбы, обманным путем угнала судно из порта Лагос. Единственными, кто всерьез обеспокоился судьбой арестованных моряков, оказались их жены и матери, которые пытались хоть как-то повлиять на судьбу своих близких. В марте 2005 года женщины организовали голодовку, но пока федеральные власти ограничиваются отписками о сносных условиях содержания узников нигерийской тюрьмы.
После голодовки жены и матери узников отправились в Москву, побывали и в приемной президента РФ, и в комиссии по правам человека, и в Министерстве иностранных дел, и даже в Патриархии. Теперь женщины уверены, что все хождения по инстанциям были напрасны: даже деньги, собранные для помощи пленникам, – причем не МИД или правительством, а профсоюзом моряков – лежат мертвым грузом в посольстве России в Нигерии. Судя по звонкам моряков, никакой дополнительной помощи они не получают, даже российскому врачу разрешают только осматривать, но не лечить заключенных.
Как рассказала мать третьего помощника капитана корабля Людмила Кравцова, новороссийские моряки содержатся в одиночных камерах, по три человека, прикованные друг к другу кандалами. Только недавно у них появились подстилки для сна. Все арестанты по нескольку раз переболели малярией и другими тропическими болезнями. Кормят один раз в сутки исключительно рисом на рыбьей чешуе, причем оплата питания идет не за счет государства Нигерия, а за счет греческой фирмы – владельца задержанного танкера. Однажды, когда греки задержали выплаты, узников не кормили три дня.
Женщины из Новороссийска добились и встречи с представителем посольства Нигерии. После долгого ожидания чиновник заявил, что в России (в Мордовии) отбывают наказание более 200 нигерийцев, осужденных в основном за торговлю наркотиками. Нигерийский дипломат посоветовал женам и матерям моряков отправиться с подарками для них, взять письма и отвезти на африканскую родину. При этом было замечено, что желательно осветить этот благородный поступок в центральных СМИ, а вот жаловаться на тяжелое положение русских узников в российских газетах не стоит, чтобы не омрачать дружбу между народами.
"Нас очень тревожит то, что заседание, назначенное на 30 мая, является последним в ближайшие месяцы", – заявили Л. Кравцова. – Если оно не поставит точку в этом деле, то суд, который длится не первый год, будет перенесен на сентябрь. Нигерийские судьи привыкли долго отдыхать, летом у них трехмесячные каникулы. Через адвокатов нам намекнули, что можно и освободить моряков, "договорившись" с судом. Якобы иного выхода нет, потому что в Нигерии принято так решать дела".
Четыре женщины из Новороссийска готовятся к вылету в Нигерию, сделаны загранпаспорта, прививки, идет оформление виз. Маршрут поездки до Лагоса пока не определен, возможно, придется добираться с пересадками. Где группа женщин будет жить, тоже пока неизвестно. С деньгами помогли профсоюз моряков, администрация Новороссийска и греческая фирма, продавшая злополучный танкер.