Минуло сорок дней со дня кончины Алексея Юрьевича Германа. Теперь можно говорить о мирском…
Основных тем три. Главная – фильм "Трудно быть богом", который обязательно доделают наследники мужа и отца – Светлана Кармалита и Алексей Герман-младший. Вторая – его мемориальный кабинет на студии. Третья – имя Германа в названии "Ленфильма".
Начну с последней идеи. Она, очевидно, возникла на чисто эмоциональной волне; довольно быстро сообщество ленфильмовцев разных лет в Facebook признало ее неловкой. Люди пишут, что это как назвать "Мосфильм" именем Эйзенштейна, например. Что "Ленфильм" все же гораздо шире, чем один режиссер, пусть и великий. Но вот поступают сообщения, что от такого шага отказались – возможно, имя Германа присвоят одному из трех (столько сохранилось из пяти) павильонов "Ленфильма".
Правда, не очень понятно, какому. Декорации к его фильмам строились в каждом. Та, что стала самой знаменитой – кусок Арканара из "Трудно быть Богом" (художник Сергей Коковкин), стояла, кажется, целый год в самом большом павильоне - №2 (как говорят теперь, уже и не очнеь уверенно, люди из группы; на самом деле, все забывается так стремительно… вот еще почему я пишу этот текст). Но прощались с Германом в Павильоне №1… В общем, вопрос.
Еще более запутано дело с мемориальным кабинетом. Полагаю, он должен быть обязательно, причем зарегистрирован официально на государственном уровне. Это станет еще одной гарантией того, что "Ленфильм" останется на своем месте. Сейчас угроза его переселения вроде миновала, но кто знает, что будет годков через пять-десять.
Но где устроить мемориал? На протяжении всех лет работы Алексея Юрьевича Германа на "Ленфильме" (1964-2013), у него было несколько кабинетов, комнат его киногрупп, а также созданной в 1990-м Студии Первого и Экспериментального фильма, которую он возглавлял (крохотный кабинетик в переделанном, извините, сортире). И так уж получилось, что фигура Германа мало ассоциируется с его последним кабинетом, на двери которого висит табличка.
Сама идея тоже еще зреет. Что должно быть в таком мемориальном помещении? Если музей, то какие экспонаты? Диван, на котором Герман лежал, когда чувствовал себя неважно? Портрет отца, который велел принести в этот кабинет, оказавшийся последним, так и остался стоять у стены… Есть мысль сделать в мемориальном помещении комнату для репетиций режиссеров с актерами, вот она кажется более реальной.
Германа последнего времени лучше помнит большое помещение в так называемом Десятом корпусе, где шло шумовое озвучание картины "Трудно быть Богом" (начиная с 2009-го). В этом же корпусе на пятом этаже расположен Цех монтажа фильмов – отдельные комнаты для каждой картины с монтажными столами – той эпохи, разумеется, когда фильмы снимались на пленку.
В 2008 году я как журналист готовила большой текст о "Ленфильме" и прошлась по нему с фотоаппаратом. И теперь могу показать вам, как что выглядело. Это, что называется, уходящая натура. Еще немного, и все станет иным.