В Джейрахском ущелье на склоне одноименного ущелья располагается памятник архитектуры - башенный комплекс "Хамишки".
По некоторым версиям название этого родового селения правильнее писать как "Хьамишке" и свою этимологию оно ведет от слов "Хьомие" - "Хьомишке", т.е. дорогое или родимое.
В состав этого памятника входит боевая башня, полубоевые строения , несколько разрушенных временем построек и склеп.
В каждом селении был "городок мертвых" - одно или несколько строений, в которых хоронили мертвых. Погребения в Ингушетии были двух видов: подземные и надземные. Надземные склепы-могильники по внешней форме напоминают домики и боевые башни с пирамидальными крышами.
Во время эпидемий чумы или тифа все заболевшие уходили в эти "солнечные могильники". Через небольшие окошки здоровые жители селений на длинных шестах им передавали пищу. Если болезнь проходила, люди возвращались в родовые башни. Те же, кто так и не смог выздороветь, оставались в некрополях. В большей части "солнечных могильников" и по сей день можно найти кости умерших ингушей. Подобный обычай сохранялся еще долгое время после добровольного принятия ислама в середине XIX века: смертельно больные старики, в соответсвии с законами предков, уходили умирать в склепы.
При похоронах двое мужчин влезали в склеп и втаскивали туда покойника. Родственники вставляли в отверстия стен склепов белые флаги, а также жезл с флагом и колокольчиком, взятые из святилища. Считалось, что после смерти покойники продолжают жить, "помогают" родственникам. После жатвы для них даже устраивали специальный ужин - "Марс - порр".
Сейчас вокруг склепа в Хамишках устроено родовое кладбище: вблизи могильника размещаются надгробия, а весь участок обнесен оградой.
До 2012 года комплекс Хамишки стоял полуразрушенным, однако в прошлом году на личные средства экс-председателя правительства Игушетии Мусы Чилиева, уроженца Хамишек, здесь были проведены восстановительные работы.
Смотрите также: