Краснодар неумолимо превращается в город заборов — суровых серых, "веселеньких" цветочных, и "богатых" под дикий камень. В сочетании с новой серой плиткой, серыми остановками с замаскированными табачными ларьками и серыми подземными переходами южный город приобретает весьма своеобразный облик. По крайней мере, вряд ли такое придет в голову повторить еще в каком-нибудь населенном пункте за пределами Краснодарского края.
Весной 2014 года было объявлено о создании краевого оперативного штаба по развитию и благоустройству Краснодара. Возглавил новую структуру первого вице-губернатора Джамбулат Хатуов. Было обещано, что новая структура "сделает акцент на создании единого архитектурного облика и благоустройстве, работе с малым бизнесом".
В середине мая по решению штаба прошла массовая вырубка на центральной улице города — Красной. "Под нож" пошли даже здоровые деревья, а их место заняли новые невысокие деревца, практически не дающие тени. После возмущений общественности радикальное "благоустройство" было приостановлено, но в официальных планах властей можно увидеть воплощение этой идеи по всей улице Красной.
Еще одним новшеством стала плитка — по мнению чиновников, она должна повсеместно быть серой. Даже там, где недавно уложили тротуарное покрытие другого цвета, которое спокойно пролежало бы еще очень долго, если бы его оставили в покое.
Но больше всего внимания в программе "Краснодару — столичный облик", судя по всему, уделяется заборам. Сначала не особо симпатичные ограждения строящихся и ремонтируемых зданий было решено обтянуть яркими красочными баннерами. Увы, но замечательная идея получила традиционно удивительное воплощение — Красной, например, достались пошлейшие розы из нетрезвого сна свадебного флориста, а в некоторых местах очередные цветочные фантазии натягивались всего лишь на пару квадратных метров или же на целый дом.
Но прятать временные ограждения под баннерами — это не настоящий размах для программы столичного облика. Поэтому было решено поставить еще больше нарядных заборов, под которыми так удобно прятать наименее привлекательные части городского пейзажа. Нечто похожее, к слову, делалось и в олимпийском Сочи.
Впервые одинаковые серые заборы с желтыми столбами посетили Краснодар накануне очередного визита президента России — их установили вдоль всего маршрута из аэропорта в центр. Теперь же "заборизация" была объявлена уже в центральной части города.
Решение об установке ограждений было принято краевым штабом, а цвета и фактуры выбрали губернатор и мэр.
И все завертелось. Как и в случае с дорогой от аэропорта, новые заборы ставят прямо перед старыми — так быстрее и дешевле. "Новички" то оказываются ниже своего предшественника советских времен; то закрывают граффити, ранее нарисованные по просьбе городских властей; то просто странно смотрятся рядом с покосившимися воротами и полуразвалившимися домишками, которые не подлежат даже косметическому ремонту. А местами половина углового дома оказывается с новым забором, другая половина — со старым.
Трудно винить в чем-то строителей-гастарбайтеров, ведь от них невозможно требовать любви к чужому для них населенному пункту и не всегда можно ждать развитого вкуса. Но ведь утверждают проекты и принимают работу совсем не они. Очень хочется, чтобы для чиновников, ответственных за реконструкцию на разных ее этапах, Краснодар был бы не только местом для проживания и зарабатывания денег, а по-настоящему любимым городом... Потому что результаты их решений определяют жизнь сотен тысяч людей на целые десятилетия.