5 ноября состоялось официальное открытие Рокского тоннеля, который соединяет Россию со странами Закавказья. Его реконструкция завершилась в октябре 2014 года и обошлась бюджету более чем в 20 миллиардов рублей.
Теперь тоннель, как заверяют специалисты, соответствует всем мировым стандартам. Его расширил, заменили все инженерные коммуникации, тоннель оснастили электроникой, связью, системой пожаротушения и вентиляции. Особое внимание уделили защите от камнепадов и грунтовых вод — этот участок трассы стал более безопасным и комфортным.
Как сообщали ЮГА.ру, в торжественной церемонии открытия приняли участие президент Южной Осетии Леонид Тибилов, глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, представители Минтранса РФ и другие официальные лица.
Тоннель пересекает Главный Кавказский хребет по Рокскому перевалу и связывает Северную и Южную Осетии. Через него проходит Транскавказская автомагистраль (Транскам) — единственная дорога между Россией и странами Закавказья. Длина тоннеля составляет 3700 метров, ширина проезжей части — 7, 5 метров, высота — 4, 75 метра.
Работы по строительству тоннеля начались в 1975 году и завершились через 10 лет. Трассу пробивали в скале при сейсмичности в девять баллов, в условиях схода лавин, осыпей, обвалов, селевых потоков, над бездной ущелья реки Ардон. С началом грузино-осетинского конфликта в 1991 году тоннель пришел в аварийное состояние, в августе 2008-го по нему пошли тысячи единиц военной техники и машин с беженцами, ранеными и гуманитарными грузами, что сделало его эксплуатацию практически невозможной.
Реконструкция тоннеля началась в 2010-м году. Ее проводила компания "СК МОСТ", построившая уникальный вантовый мост на остров Русский во Владивостоке и ряд олимпийских объектов в Сочи. Согласно проекту, тоннель должны были открыть лишь в 2015 году, однако строителям удалось завершить все работы на год раньше.