В России прошла премьера киноленты Джаника Файзиева "Август. Восьмого". Актер Максим Матвеев, исполнивший в фильме главную роль, роль российского разведчика, рассказал о съемках в интервью порталу ЮГА.ру.
За свою кинокарьеру Вы успели сыграть самых разных персонажей. А на роль в кино впервые согласились не так давно – в 2006-м, это был фильм "Тиски" Валерия Тодоровского. Когда попросили перейти со сцены театра в кадр, сразу согласились? Не боялись этой перемены?
– Нет, совсем. Я мечтал об этом. До этого предложения у меня уже были возможности начать играть на экране. Но мне хотелось начать достойно, у хорошего режиссера. Когда режиссер именно такой, с тебя немного снята ответственность за то, что увидит зритель на экране. Потому что есть человек, за которым ты можешь идти. И мне важно было, чтобы этот человек меня заметил и захотел снять в кино.
К счастью, так получилось, что я никуда не пошел до этого, отказывался от не очень стоящих предложений.
А они поступали?
– Да, но я тогда еще был очень занят в театре. Москва в этом плане дает очень много возможностей, но иногда не очень хороших. А когда уже возник Валерий Петрович, для меня это уже было как "все, слава богу, я дождался".
Тяжело было приспосабливаться к кинопроцессу?
– Конечно, сложности были, но Валерий Петрович посвящал нас, молодых актеров, в кинопроцесс, относился очень наставнически к нам.
Кастинг же был не "Тиски", а на "Стиляг", мы пробовались именно на этот фильм. Но так как это был первый опыт постановки мюзикла в России, подготовительный период затянулся. А чтобы не утерять запал и энтузиазм, Тодоровский решил снять фильм по сценарию, который уже лежал на столе готовым. Работать с ним было потрясающе, до сих пор я рад, что именно с него началась моя работа в кино.
А как работалось с Джаником Файзиевым? Он рассказывал, что очень скрупулезно и придирчиво подбирал актерский состав для "Августа. Восьмого".
– Когда Джаник пригласил меня на встречу, я еще не подозревал о том, что он мне предложит. Мы раньше не работали вместе, я только слышал о нем, как о режиссере и знал его работы. Мы сидели в кафе, и он сказал, что у него есть роль, это такой банковский служащий, у него роман с главной героиней, но на самом деле не так уж хороши их отношения, и не очень хороший он человек. Тут интерес у меня постепенно потухает, но Джаник добавляет: "Но я не буду тебе ее предлагать".
И продолжает: "А для тебя у меня есть роль командира разведроты, интересный очень человек, неустроенный немного, ответственно к работе относящийся". Рассказал немного о персонаже, и тут у меня стал просыпаться интерес. В конце он сказал: "Мне интересно, как ты сделаешь эту роль". Это уже окончательно подкупило мое актерское самолюбие. (Смеется).
Потом, конечно, у нас еще были пробы. Мы репетировали, в том числе и для того, чтобы он понял, что его выбор правильный.
Мне очень понравилось с ним работать. Он научил меня многим вещам, в том числе, практическим. Например, составлять график роли, что до этого я никогда не делал, а теперь пользую везде и не понимаю, как раньше обходился без него.
Это, пожалуй, самая серьезная из Ваших киноролей. Каково было впервые играть военного человека, тем более в фильме такого масштаба?
– Мне нравятся абсолютно разноплановые роли. Главное, чтобы работа доставляла удовольствие и была интересна. Что касается этого фильма, то работать над ним было для меня огромное удовольствие. Была проведена очень большая подготовительная работа. Все артисты, задействованные в военных сценах, несколько месяцев проходили подготовку в центре специальной подготовки МВД РФ. Там нас обучали премудростям этой профессии люди, которые прошли всевозможные военные точки, люди с колоссальным опытом. Мы учились работать с оружием, изучали тактику боя и т.д. Опыт, конечно, бесценный.
Находясь постоянно с людьми военными, Вы, наверное, и в моральном плане готовились к роли?
– Мы общались очень много с этими людьми, кстати, и во время съемок в том числе. Действующие военные тоже принимали участие в сценах. Эти люди заслуживают глубокого уважения. Принято думать, что военные – люди грубые, неустроенные в жизни.
Я же могу сказать, что это люди с очень большим ощущением чести и достоинства, которые у них есть. Люди культурные, образованные, с которыми очень приятно общаться. Они очень радовались за то, что мы делаем, и прикладывали всевозможные усилия, чтобы в кино, над которым мы работаем, сохранялось чувство правды.
Кто-то из них был прототипом вашего персонажа?
– Да, вся история Лехи – это история реального человека, Героя России Алексея Ухватова. Во время тех событий ему реально был отдан тот приказ, который я в фильме исполняю от и до. Просто Джаник добавил в эти обстоятельства еще один объект – девушку. Персонаж действительно получился очень близок к прототипу. Не по внешности, конечно. Но суть его, принципы поведения во время боя мы хотели отобразить. Я даже позаимствовал у него некоторые его слова, в том числе и словечко "ежики".
Так вот они откуда! Кто же такие эти "ежики"?
– Это слово Алексея Ухватова, которое он использовал по отношению к людям, сослуживцам, боевой технике. Во время работы над картиной Джаник записал с ним очень много интервью, чтобы собрать побольше материала. Все эти диски я посмотрел, и уже в процессе репетиции мы этих его "ежиков" туда вставили. Потому что это настолько характерная вещь. И также хотелось послать некий поклон Алексею с экрана.
Алексей уже посмотрел фильм? Очень интересно, как он оценил его.
– Да, посмотрел. А я очень боялся этой встречи после премьеры. Вообще, я думал, что он достаточно жесткий человек, а он оказался безумно приятным собеседником, очень интеллигентным и культурным. Он имеет свой взгляд на кино, причем очень глубокий. И когда он вышел после фильма, то сказал: "Слушай, по-моему, у нас получилось". И для меня, конечно, это была знаковая похвала.
Легко ли было играть героя?
– Как мне кажется, слово "герой" несет за собой какой-то предрассудок, что-то такое идеальное… Мы же ставили задачу сыграть как можно правдивей именно живого человека. Для меня герой в кино – это, прежде всего, живой человек, со своими комплексами и страхами, имеющий такие же, как и у нас, проблемы.
Получилось ли не затрагивать политику в картине?
– Мы даже не собирались никого агитировать за какую-либо точку зрения относительно событий августа 2008 года. Я лично к тем событиям не имею никакого отношения, и моя точка зрения может быть любой. Мы не старались кино тащить в эту сторону. Как мне кажется, война здесь выступает декорацией для того, чтобы обнажить человеческие чувства, и посмотреть, как человек раскрывается в несвойственных ему ситуациях.
Какая реакция была у местного населения, когда съемки шли на местах недвних боев?
– Это, скажем так, южная публика, очень темпераментная. Они люди достаточно открытые… Невозможно ведь спокойно ходить по городу, где до сих пор в домах дырки от пуль. И когда ты ходишь там, понимаешь, что эти люди, которые пытаются залатать эти дырки кто цементом, кто пенопластом, пережили действительно страшные события. Они не в чем не виноваты, но ощутили на себе эту несказанно дикую агрессию.
Когда они узнавали, о чем мы снимаем кино, на каких событиях основанное, они проникались большим уважением и готовы были все что можно сделать, чтобы помочь в съемках.
Что лчино Вы вынесли из этой роли?
– Ну, помимо опыта… Знаете, пообщавшись с этими людьми, понимаешь, что война – это такая глупость! Бессмысленная вещь. Обстоятельства, которые рождают в людях против их воли агрессию дикую. Когда понимаешь, что приходится военным переживать, то начинаешь ценить окружающую действительность. Пожалуй, это я и вынес.
Благодарим за помощь сеть кинотеатров "Монитор", организовавшую визит М. Матвеева в Краснодар.
Смотрите также
Фоторепортаж со съемок фильма "Август. Восьмого"
Интервью с режиссером Джаником Файзиевым, актером Егором Бероевым и гендиректором "Двадцатый Век Фокс СНГ" Вадимом Смирновым