Казачья казна. Как финансируется и зарабатывает Кубанское казачье войско

  • Построение казаков, участвующих в Параде Победы в Москве © Влад Александров, ЮГА.ру
    Построение казаков, участвующих в Параде Победы в Москве © Влад Александров, ЮГА.ру

Казаки Кубани в последние годы стали все чаще мелькать в заголовках местных и федеральных СМИ. Помимо громких скандалов пресса активно пишет о мерах, которые власти региона принимают для поддержки казачества. Что делалось для казаков за последние несколько лет, на чем зарабатывает Кубанское казачье войско и как к этому относятся нереестровые казаки, выяснила редакция Юга.ру.

Финансирование из администрации

Курс на сближение казаков и власти взял бывший губернатор Кубани Александр Ткачев. При нем казаков допустили (в 2012 году) к патрулированию улиц совместно с полицией и назначили за это заработную плату. К этому же периоду относится скандальное высказывание Ткачева о том, что казаки должны будут не допустить массового переселения на Кубань представителей республик Северного Кавказа.

При бывшем губернаторе была подписана госпрограмма 2014–2016 годов «Казачество Кубани» на общую сумму 3,1 млрд рублей. Задачей ставилось «возрождение и становление казачества» в регионе, привлечение в казачьи общества новых членов и поддержка и развитие кадетских казачьих корпусов.

В регионе казаки объединены в Кубанское казачье войско (ККВ). С февраля 2008 года пост атамана ККВ занимает вице-губернатор Николай Долуда. Именно реестровые казаки пользуются всеми благами приближенности к администрации края.

Осенью 2015 года, когда все госпрограммы региона были пересмотрены, «Казачество Кубани» изменилась не сильно. Новая госпрограмма была рассчитана на 2016–2021 годы и утверждена с суммой финансирования в размере 6,2 млрд рублей, то есть регион сохранил траты на казаков в размере 1 млрд рублей в год.

Суть программы не изменилась, но появился пункт о «духовных ценностях». В частности, среди задач указаны «повышение эффективности привлечения членов казачьих обществ» и «оказание содействия в культурном, физическом, патриотическом воспитании молодежи, сохранении и развитии самобытной казачьей культуры и духовных ценностей кубанского казачества».

Основную часть средств госпрограммы казаки получают в виде жалования за патрулирование улиц городов Кубани совместно с патрульно-постовой службой полиции. В настоящий момент их зарплата равняется окладу рядового сотрудника ППС, сообщили в ГУ МВД по краю. Если рядовой в среднем получает от 22 до 24 тыс. рублей, то казак-дружинник — 21–25 тыс. рублей.

По данным администрации региона, в рамках действующей госпрограммы «Казачество Кубани» районным казачьим обществам на охрану общественного порядка в 2016 году предусмотрено 570,7 млн рублей. В региональный реестр народных дружин внесено 1 тыс. 556 человек, из них 1 тыс. 368 состоят в 47 районных казачьих обществах. Ежедневно в регионе в патрулировании улиц принимают участие около 450 казаков-дружинников. В ГУ МВД по Краснодарскому краю прокомментировали, что считают помощь казаков при патрулировании, особенно в праздничные дни, существенной.

«Участие кубанских казаков в поддержании правопорядка и обеспечении безопасности граждан в период проведения мероприятий позволяет значительно повысить плотность патрульно-постовых нарядов и сократить количество сотрудников полиции, привлекаемых на охрану порядка», — отметили в краевом главке.

  • Екатерининский сквер © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Екатерининский сквер © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Казачьи ЧОПы

Зарабатывать казаки научились не только патрулированием улиц. ККВ — первое в России войско, которое в 2013 году организовало работу частного охранного предприятия (ЧОП). Называется оно «Пластуны». За три года ЧОП стал значимым игроком на рынке охранных услуг, в итоге взяв под охрану множество объектов муниципальной собственности.

По состоянию на начало осени 2016 года в районных казачьих обществах (на территории 37 муниципалитетов) работают 43 охранных предприятия. Казачьими ЧОПами охраняются 318 объектов соцсферы, в том числе 189 школ, 97 детских садов, 6 краевых объектов (техникумы, колледжи), 26 объектов спорта, культуры и ЖКХ.

Надо отметить, что в декабре 2015 года администрация края заявляла, что под охраной казаков находится 65 объектов муниципальной госсобственности. Так что можно констатировать: казаки за последний год преуспели в охранном бизнесе. Во всяком случае в той его части, что отвечает за охрану госсобственности. Как комментировал ситуацию основатель ЧОА «Евромост» Владимир Лезин отраслевому изданию в сентябре 2016 года, монополизация охраны школ и другой муниципальной собственности — спорное решение властей, которое может привести к конфликтам.

Владимир Лезин

Владимир Лезин

Основатель ЧОА «Евромост»

— Приоритет при выборе частной фирмы или государственной организации должен быть не у дешевизны, а у степени надежности. В состоянии ли одна — пусть даже самая разветвленная охранная организация — охватить все школы края? Ведь по условиям закона о частных охранных организациях такие ЧОПы должны иметь транспорт, группы быстрого реагирования, оружие, централизованную охрану. И это во всех районах и населенных пунктах, — отметил Лезин.

Он добавил, что искусственное деление рынка всегда чревато побочными эффектами: «... создание преференций, льгот и лоббирование чьих-то интересов всегда приводит, скажем так, к конфликтам».

По данным СПАРК, головная организация ООО ЧОО ККВ «ПЛАСТУНЫ» в 2014 году участвовала в 50 закупках и выиграла 36 из них на сумму 71,2 млн рублей, в 2015 году компания выиграла 10 контрактов на сумму 96,8 млн рублей.
ООО ЧОО ККВ «ПЛАСТУНЫ-А» в 2015 году выиграло 11 из 22 контрактов на сумму 23 млн рублей, в текущем году компания пока получила один контракт на 732 тыс. рублей.
ООО ЧОО ККВ «ПЛАСТУНЫ-Б» в 2015 году выиграло 8 из 13 контрактов на сумму 5,7 млн рублей, в текущем году компания пока получила 3 тендера из 6 на 73 млн рублей.
ООО ЧОО ККВ «ПЛАСТУНЫ-В» в 2015 году выиграло 2 из 4 контрактов на сумму 21,9 млн рублей, в текущем году компания получила 12 тендеров из 24 на 6,8 млн рублей.
Также контракты на небольшие суммы выигрывают и другие юрлица под общим названием «Пластуны».

На сайте ЧОПа можно подать заявку на получение франшизы. Однако, как пояснили в «Пластунах», пока франшиза не продается и, возможно, вскоре этот пункт с сайта и вовсе уберут. Также на сайте размещены вакансии, по описанию которых ясно: для того чтобы трудоустроиться в казачий ЧОП, достаточно иметь корочку охранника, быть «ответственным», «не иметь вредных привычек» и «уметь работать в коллективе». Помимо охраны муниципальных объектов ЧОП предоставляет все возможные услуги охранного предприятия при практически неисчерпаемых ресурсах. В ККВ состоит около 137 тыс. человек, каждый из которых теоретически может работать в ЧОПе при должной подготовке.

Земельный вопрос

Один из последних шагов навстречу реестровым казакам администрация региона сделала в 2016 году — начала передачу казачьим обществам без торгов земельных наделов под сельскохозяйственные нужды. По данным администрации региона, на 1 августа 2016 года казачьи общества ККВ получили 7,3 тыс. га земли и еще 700 га должны были получить в ближайшее время. При этом в администрации отметили, что в рамках развития экономической базы в распоряжении казачьих обществ по состоянию на 2014–2015 год имелись земельные участки сельскохозяйственного и иного назначения общей площадью 6,4 га.

При этом недавно ТАСС цитировало Кондратьева, который отметил, что казаки должны будут использовать землю эффективно и за этим будет следить администрация.

У нас не стоит задачи обеспечить землей все казачьи общества. В случаях, если земля будет использоваться неэффективно, будем ее изымать в рамках установленных законодательством процедур

Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края

По ожиданиям властей, раздача земли должна привлечь в ККВ нереестровых родовых казаков*. Как отмечал Долуда, в настоящее время многие из них не желают вступать в войско. Атаман связывает это с большой ответственностью, которая накладывается на реестровых казаков в виде госслужбы. По его мнению, не все готовы ее нести.

Казаки как политическая сила

Однако среди самих родовых казаков есть другое мнение. Им не нравится использование казачества в политических целях. По крайней мере так считают некоторые из них. Многие нереестровые казаки отказались от разговора с прессой, но их позицию прокомментировал Юга.ру генеральный директор ООО «Станица», родовой донской казак Владимир Мелихов.

Как он пояснил, закон, на основании которого создан реестр («О государственной службе российского казачества» — прим. ред.), определяет казака как любого гражданина Российской Федерации, состоящего в зарегистрированном государством казачьем обществе.

Таким образом, по словам Мелихова, полностью игнорируется самосознание родовых казаков как народа. «Это неизбежно приводит к засорению казачьих обществ совершенно чуждыми казакам элементами. Политика государства в отношении казаков состоит в том, чтобы создать некое "новое казачество" как свою вспомогательную силу, которая имеет внешние казачьи атрибуты, но лишена национальных корней и национальной памяти. Это вызывает полное неприятие у родовых казаков», — прокомментировал он.

Громким скандалом с участием казаков стало нападение весной текущего года в аэропорту Анапы на членов ФБК (Фонд борьбы с коррупцией) и Алексея Навального. Тогда бывший атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов заявил на заседании ЗСК, что «казаков подставили».

В сентябре в Приморско-Ахтарском районе произошел конфликт между приезжими добровольными пожарными Гринпис и местными казаками.

Владимир Мелихов

Владимир Мелихов

Генеральный директор ООО «Станица», родовой донской казак

— Казакам нужны не подачки, которые попадают неизвестно кому, а кардинальное решение вопроса, состоящее в разработке и принятии закона «О реабилитации казачьего народа», в котором будут решены вопросы восстановления прав казаков на землю и казачьего самоуправления. Соответственно, должны быть выстроены заново на этой основе вопросы отношений казаков, именно как народа, с государством.

По мнению Мелихова, последние скандалы, связанные с казаками, — это демонстрация пороков реестрового «казачества». Из-за этого оно может использоваться для акций на грани закона или вообще противозаконных, когда определенные государственные структуры хотят выйти за пределы своих законных полномочий.

«Речь идет не о какой-то разовой "подставе, позорящей казачество", а о логике развития реестра, не имеющего никакой собственной позиции и слепо выполняющего указания сверху.

Естественно, это формирует негативное отношение к казакам в обществе, что сказывается в том числе и на казаках, не имеющих отношения к реестру, и, естественно, такие действия не могут быть одобрены всеми здравомыслящими казаками», — сказал Мелихов.


*Родовой казак — имеющий (знающий) не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда); нереестровый казак — не состоящий на государственной военной службе.

Лента новостей

Штурм парламента и отставка президента
Вчера, 10:00
Штурм парламента и отставка президента
Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии