Том первый. Маркетологический. Чего хотят женщины, лучше всех знают маркетологи, потому что сами это сочиняют. Вот эти духи, это кольцо, конфетки в кокосовой стружке с миндалем. Вот эту машину и сок, а еще вон ту квартиру заверните и шубу «как у Вандербильдихи».
Читайте также:
Чтобы не ошибиться с выбором подарка к 8 Марта, лучше преподнести даме подарочный сертификат или вульгарные деньги, потому что настроение женщины может довольно быстро меняться от «убивать, плакать и шоколадку» до «мира во всем мире», и это нормально. Женщина, в отличие от мужчины, подвержена регулярным гормональным перепадам и, следовательно, перемене настроения по объективным причинам.
Милая, у вас в голове пять тысяч маркетологов срали десять лет, а вы хотите, чтобы я там убрал за пять минут
В. Пелевин, Empire V
Маркетологические внушения второго уровня покушаются на нематериальные ценности. В зависимости от целевой аудитории это может быть «хоти мужа», «хоти карьеру», «хоти мужа и карьеру». Чтобы создать внутри женщины желание карьеры или мужа, нужно сыграть на ее социальных потребностях в сопричастности референтной группе. На самом деле весь современный мир держится на играх с фундаментальными человеческими потребностями в любви и уважении. Казалось бы, стиральный порошок — при чем тут любовь? При том, что хорошая жена, стирая порошком № 1, достойна любви и уважения. Рассмотрим этот механизм подробнее во второй части.
Том второй. Психологический. Глубинные мотивы наших действий проистекают из актуальных потребностей, которые у людей всего мира абсолютно одинаковы.
Одна из важнейших базовых потребностей — потребность в безопасности. Комфорт, стабильность и предсказуемость среды формируют нашу психику в первый год жизни. В независимой и самостоятельной взрослой жизни мы пытаемся воскресить эти ощущения через «райское блаженство» от шоколадки, «ласковый, как мама» гель для душа, комфортный надежный внедорожник. Даже товары престижной линейки апеллируют именно к базовым потребностям.
О, что это у вас? Мексиканский тушкан! Хо-хо!
И. Ильф, Е. Петров, Двенадцать стульев
Вслед за базовыми потребностями по уровню сложности и «человечности» идут социальные и престижные потребности. Каждый хочет, чтобы его любили и признали своим члены авторитетной группы. Поэтому хоти эти кроссовочки, похудей, будь социально активной, открой стартап, пожертвуй на домик для бездомных поросят и закончи, наконец, курсы «модного лука». Особняком стоит феминистический дискурс — там маркетологи проявили максимальную изощренность.
Высшие человеческие потребности — духовные, они же потребности в самореализации и постижении смыслов жизни. Если верить Абрахаму Маслоу, который попытался построить иерархию наших потребностей, не более 2% людей постигают и удовлетворяют свои духовные потребности. Потому что материальная жизнь слишком тяжела и потому что нас и здесь неплохо кормят. Государство издавна манипулирует человеком, удерживая его в самом низу иерархии потребностей: безопасно — вот и хорошо. Общество сытых людей, расставшихся со страхами, — это утопия (или Исландия).
Том третий. Гендерный. Специфическая особенность желаний женщин — многие продолжают ждать всех вышеперечисленных благ от мужчины. Этим спекулируют курсы «ведических жен», например, и другого инопланетного бытия. Кроме благ, женщины хотят гармоничных отношений, защиты и заботы. Именно гармоничные отношения лидируют в желаниях женщин с большим отрывом. Согласно последним опросам ВЦИОМ, картина ожиданий мужчин и женщин друг от друга находится все еще в противоречии, что снижает вероятность построения гармоничных отношений и любви. Так, мужчины хотят красивых, искренних и умных женщин, честность при этом малозначима. Женщины, напротив, хотят честных, добрых и надежных мужчин. Универсальные человеческие ценности типа верности и понимания находятся в конце списка.
Я полагаю, что большей частью то, что скрывается за понятием «любовь», — это погоня за успехом и признанием
Эрих Фромм, Мужчина и женщина
Читайте также:
В книге «Мужчина и женщина» Эрих Фромм изучает современные отношения между полами, где все чаще на первый план выходит человек-товар: «Заурядный человек сегодня ужасно одинок. Он предлагает себя в качестве товара и чувствует, что его стоимость зависит от его способности продавать себя и от признания его другими людьми... Я полагаю, что большей частью то, что скрывается за понятием «любовь», — это погоня за успехом и признанием. Человеку нужен кто‑то другой, кто бы не только в 4 часа дня, но и в 8, 10 и 12 говорил ему: "Ты просто превосходен, ты — в порядке, ты делаешь это как надо"».
Пожелаю всем женщинам начинать каждое утро с этих слов — произнесенных перед зеркалом. С праздником!