«Я против интернета». Монолог Исмаила Тайсумова, отца из Краснодара

  •  © Фото из архива семьи Тайсумовых
    © Фото из архива семьи Тайсумовых

Журналист портала Юга.ру побывал в одной из средних школ Краснодара на родительском собрании, темой которого стала проблема безопасности школьников в интернете. После собрания один из родителей, Исмаил Тайсумов, рассказал о своих детях и их сверстниках, современном воспитании и собственном взгляде на безопасный интернет.

В школе у меня учатся два сына — в шестом и в десятом, оба учатся отлично. Я не запрещаю им компьютеры, но ограничиваю. Днем 40 минут и вечером 40 минут. Конечно, когда они у меня просят: «Папа, дай пять минут — в футбол доиграть», то, конечно, я даю. Когда сын решает домашнее задание и спрашивает, можно ли ему посмотреть непонятное слово в интернете, я предлагаю найти его в словаре или заглянуть в, как я ее называю, волшебную книгу — в Большую советскую энциклопедию. Я против, чтобы они все искали в интернете.

В 1972 году, когда мне было 10 лет, отец купил мне настоящую клюшку и шайбу, которыми потом играла вся округа. Отец купил мне гантели, сделал перекладину. Свои мускулы я заработал натуральным способом. Это я сейчас передаю своим детям. Никаких качалок, никаких протеинов-шматеинов. Натуральный спорт.

Я специально даю сыновьям два яблока — большое и чуть поменьше. «Это тебе, и брату передай». А сам смотрю, какое яблоко сын отдаст брату. Что старший, что младший всегда отдают брату большое яблоко.

Ну и что, что он не будет знать про спам, или как там это в интернете называется. Ничего страшного, но зачем быть как все? Я никого не хочу обидеть, но не надо быть баранами в стаде, надо быть чабаном. Если сейчас все мужики носят колготки, ты не должен быть как все. Я понимаю, что мода — это дело такое. В мое время все носили брюки клеш. У многих клеш был 45 см, а я носил 32 см. По-божески. В ногу со временем идти надо, но должны быть какие-то рамки приличия. Вот вы заметили, что во время собрания многие родители сидели, уткнувшись в телефоны? Чему может научить этот родитель, если на собрании он не может уделить внимание лектору?

Зачем школьникам смартфоны? Я считаю, что им нужен самый простой телефон за тысячу рублей. Можно это воспринимать как навязывание своей воли, считать это незаконным и неконституционным. Послушайте, когда 5 тыс. человек хотят совершить самоубийство и мы стоим и смотрим на это, это конституционно?

Скоро у роботов интеллект будет выше, чем у современных детей. Я хочу натуральных детей, а не кнопочных. Оба сына занимаются плаванием. Старший ходит в Малую академию — центр дополнительного образования. Занимается там научной работой, пишет, участвует в конкурсах. Если бы я им все разрешал, то таких результатов они бы не достигли. Бросаться в крайности и запрещать все я не хочу. Но я с детства им рассказывал и объяснял. Например, что чипсы или пепси — это плохо. Сейчас дай ему тысячу рублей — он не станет покупать эти продукты. Они сами понимают, что вредно, а что полезно, надо было просто людям объяснять.

Но прежде чем спрашивать с детей, нужно их сначала научить. А то ведь сейчас все разрешают, все покупают, потому что у родителей рыльце в пушку и они занимаются погоней за материальными благами, а на воспитание детей времени не остается. Когда у нас дети начали ходить в садик, в школу, я жене сказал, что если мы детей потеряем, то мы их вернуть не сможем. А деньги заработать мы сможем.

Я хочу, чтобы чужие дети были лучше моих. Знаете почему? Потому что мои дети чему-то у них обязательно научатся. Мне невыгодно, чтобы их научили чему-то плохому, поэтому пускай они лучше моих будут.

У многих родителей нет чувства ответственности за своего ребенка, а есть желание отмазаться и чтобы его самого не трогали. А знаете почему? Потому что сами сидят в этом интернете. И дети идут заниматься тем же, что и родители. Зато не мешают. А я хожу на футбол, на хоккей, в цирк, на площадку и на каток. Может быть, у меня даже нет особого желания, но если они захотят, то пойду куда угодно.

Я против интернета. Я своего сына не заставил, а приучил, чтобы он читал вживую, а не в интернете. Он ходит в библиотеки, его в книжных магазинах продавцы уже узнают. И когда глава государства или премьер-министр Дмитрий Медведев говорит о том, что он сына не мог заставить читать печатные книги и тот читает только в интернете, у меня возникает резонный вопрос: а почему он премьер, а не я? Шучу, конечно.

Они у меня ходят строго в школьной форме. Рубашка, брюки, галстук, жилетка. Это все строго. Даже не обсуждается. Идешь во двор — можешь подвернуть штаны, надеть батник, но на занятиях это недопустимо. В школе, особенно классе в пятом-шестом, есть один момент — слово «западло». Например, носить высокие носки — это западло. Но я своим говорю, что западло — это старших не слушать.

Запретить компьютеры — это одно дело, но надо что-то дать ребенку взамен. Сейчас родители что говорят? Отстань, мне некогда. Играй в компьютер. А я прихожу уставший с работы, и во дворе два моих пацана — больше во дворе никого — гоняют мяч. «Папа, давай с нами?» И я кладу свою рабочую одежду и начинаю играть в футбол. Когда я что-то делаю в сарае и мне некогда, но подходит сын и просит научить его закручивать саморез, я бросаю все и беру в руки отвертку...

Исмаил Тайсумов, 55 лет, Краснодар.

В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Вчера, 17:47
В Фанагории обнаружили древнейшую в мире синагогу
Самое главное о сенсационной научной находке
«Начните уже перерабатывать»
Вчера, 15:54
«Начните уже перерабатывать»
Краснодарцев предупредили о сжигании рисовой соломы