Все мы — части человеческого общества и своего маленького социума. Мы ходим из дома на работу и с работы домой, мы носим костюмы, путешествуем, общаемся с друзьями и любим близких. Однако внутри нас живет нечто большее, чем эти роли, вместе взятые.
В наше время сложно встретить человека, который бы не завел себе виртуальный аватар. Мы хотим казаться лучше, что бы в это понятие ни вкладывалось: красивее, умнее, успешнее, смелее, сексуальнее. Это онлайн-игры, где менеджер среднего звена выступает беспощадным убийцей, троллем или нежной феей. Это виртуальные романы, флирт, секс. Наша самопрезентация в социальных сетях ближе к реальным нам, чем кажется.
Читайте также:
Не будем в сотый раз говорить об интернет-зависимости — о том, что это все ненастоящее, эскапизм. Не станем пугать тем, что на ладонях вырастут волосы, — это еще никого не удержало от шага в манящую бездну к сиренам. Реальность такова, что в виртуальном мире мы проводим значительную часть нашего времени. Это становится новой реальностью. Виртуальность кормит наше бессознательное, нашу внутреннюю жизнь, куда нет доступа никому, кроме нас самих.
Все психические феномены человеческой жизни завели виртуальных двойников: рождение, смерть, безопасность, дружба, любовь... Особенно любовь. В нашем бессознательном мире живет бессмертная идея любви — королева идей, основа основ мироздания, непостижимая тайна, то, благодаря чему мы появились на свет и еще не поубивали друг друга. Любовь впервые беспокоит нас в юности, беря тайм‑аут на период первых серьезных отношений и брака. Однако это не конец. У романтической любви — огромный бессознательный потенциал. Люди, не потерявшие контакт с собственной душой, слышат этот блуждающий, до поры не мешающий нерв внутри. Идея романтической любви — часть нашего контракта с мирозданием, способная обречь человека на неиллюзорные муки. Как русалочьи ноги в обмен на голос — притягательно и фатально.
«Привет!»
При виртуальном общении есть контакт — и одновременно нет контакта. Считается, что человек расположен к виртуальному общению от скуки, от неудовлетворительных отношений, от внутренней пустоты. Это так и одновременно не так. Наша бессознательная жизнь непостижима. Мы — больше морали, прописанной в нашем программном коде. Именно по этой причине самые кассовые фильмы — сказки.
Читайте также:
Механизмы и протоколы виртуального общения разрабатывают люди, разбирающиеся в человеческой психологии. Недостаточно получить виртуальное место как трибуну и вещать с нее миру: «Я есть». Система поглаживаний и внимания — лайки — вот самое человеческое в этом бездушном коде из единиц и нулей. Новая виртуальная реальность — это архаическая психическая данность. Мы все хотим, чтобы нас любили и замечали.
«Я думаю о тебе».
Мы играем в сети, расширяя свое психическое поле до вселенских масштабов. Мы управляем Вселенной кнопками смартфона: строим резервацию или впускаем всех прохожих, поворачиваемся привлекательным ракурсом или отворачиваемся — или выдаем себя за котенка. В нашем распоряжении тысячи масок: шута, профессора, сердцееда, хорошего парня, недоступной красавицы, спасателя… Мы играем на одном поле с другими, видя, по сути, только самих себя в зеркале чужих лайков. Сложно отследить момент, когда все меняется. Может, старая песня, ностальгический фильм, воспоминание, сплин, этот дождь и стресс — и вот мы слышим голоса сирен, предвещающих появление романтического двойника.
«Я чувствую тебя».
Уж сколько их упало в эту бездну. Упало неоднократно, как в первый раз, — люди без связи со своим внутренним миром, ищущие счастья где-то там, вовне. Романтический двойник — это проводник. Когда он впервые появляется в нашей жизни в юности, мы потрясены. Не зря первая любовь в большинстве культур считается знаковым событием. Но спустя время что-то происходит: романтика испаряется, а ответственность растет. Советы, как вернуть романтику в отношения с большим стажем, на самом деле не работают, но в этом есть свои эволюционные преимущества и смысл.
Мы с детства носим в себе сказки о жизни, где главными идеями звучат любовь и подвиги во имя любви. Недостижимая идея, где счастье — это предвкушение счастья. Мы одинаково переживаем смутные времена, когда кидает в жар и холод, когда «колеса любви едут прямо по нам». Счастлив тот, кто понимает, что в этот момент соприкоснулся с самим собой.
Умен тот, кто понимает, что мы одиноки. Несмотря на друзей, супругов, детей и других сателлитов. Наш самый главный спутник жизни — мы сами, и жизни хватит чувства юмора поставить все с ног на голову, чтобы продемонстрировать, чего на самом деле стоят наши связи, убеждения и цели. Смел тот, кто готов это увидеть.
Блуждая в романтическом тумане, герою полезно иметь при себе дневник, в который стоит записывать все чувства и озарения. Сегодня роль дневника в такие периоды играет виртуальное поле переписки. Виртуальный роман, как и реальный, способен дать свои плоды — плоды познания. Сделав нас чуточку ближе к самим себе.
«Я скучаю по тебе...»
Эта музыка будет вечной.