Год экологии на Кубани. Почему «Эковахта по Северному Кавказу» жалуется на травлю
В России 2017 год официально объявлен Годом экологии. Представители «Экологической вахты по Северному Кавказу» 27 апреля собрали пресс-конференцию, где пожаловались на репрессивную кампанию длиной в год. В прошлом году Минюст РФ внес «Эковахту» в список некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Затем в отношении координатора организации Андрея Рудомахи и его помощника Дмитрия Шевченко возбудили уголовное дело о клевете. А в середине апреля у одного из сотрудников прошли обыски. Портал Юга.ру рассказывает, что такое «Эковахта» и почему экоактивисты становятся фигурантами уголовных дел.
Что такое «Эковахта»?
Общественную организацию «Экологическая вахта по Северному Кавказу» создал в 1997 году майкопский экологический активист Андрей Рудомаха. Статус юридического лица организация получила в 2004 году. Активисты работают на территории Краснодарского края, Адыгеи, Ростовской области, Ставропольского края, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Своей миссией организация называет сохранение дикой природы и благоприятной окружающей среды на Северном Кавказе.
За 20 лет своего существования «Эковахта» инициировала десятки успешных кампаний по сохранению окружающей среды. Однако деятельность организации часто была связана и с громкими скандалами, после которых на активистов заводили уголовные дела.
Так, в 2012 году двоих членов «Эковахты», Евгения Витишко и Сурена Газаряна, приговорили к трем годам условно за порчу забора особняка, который защитники природы называли дачей губернатора Кубани Александра Ткачева. По словам активистов, сплошной забор был установлен незаконно, так как он препятствовал доступу граждан к общедоступной береговой полосе.
С так называемой дачей Ткачева ничего не случилось — по словам Газаряна, она до сих пор стоит на своем месте и оформлена на компанию «Агрокомплекс». А Евгению Витишко в декабре 2013 года условный срок заменили на реальный. Активиста освободили из колонии в конце декабря 2015 года, а срок ограничения свободы Витишко закончился только в феврале 2017 года.
В интервью порталу Юга.ру Витишко говорил, что при нынешней политической конъюнктуре «рано или поздно борьба за охрану окружающей среды приводит к оппозиционной активности».
Читайте также:
Еще один громкий экологический скандал был связан с так называемым дворцом Путина. Сурен Газарян проводил вместе с экологами общественную инспекцию «дворца» под Геленджиком. Активисты были обеспокоены строительством причала без проведения экологической экспертизы, но охранники «дворца Путина» не пускали экологов на территорию. В результате против Газаряна возбудили уголовное дело об угрозе убийством сотруднику ФСО. После этого Газарян эмигрировал из страны.
По мнению некоторых экологов, уголовные дела против активистов «Эковахты» были связаны в том числе и с Олимпиадой в Сочи. Организация выступала против стройки олимпийских объектов на природоохранной территории. По мнению Сурена Газаряна, Олимпиада в Сочи — это «не только экологическая, но и нравственная катастрофа для мирового природоохранного сообщества, показавшая неэффективность международных структур».
«Эковахта» как иностранный агент
В начале сентября прошлого года Минюст в ходе внеплановой документарной проверки пришел к выводу, что «Эковахта» выполняет функции «иностранного агента», и включил организацию в соответствующий реестр. Статус иноагента присваивается тем НКО, которые, по мнению Минюста, получают финансирование из-за рубежа и одновременно занимаются политической деятельностью. Он обязывает организацию чаще проходить проверки и аудиты, а также публично сообщать о своем статусе.
Минюст назвал источники иностранного финансирования «Эковахты». В материалах ведомства сказано, что организация получила финансирование из США от Национального фонда демократии (National Endowment for Democracy), чью деятельность на территории РФ Генпрокуратура признала в июле 2015 года нежелательной.
В самой «Эковахте» внесение в реестр иноагентов связали с расследованиями о бизнесе бывшего вице-губернатора Краснодарского края Александра Ремезкова. «Мое предположение — все указывает на то, что заказчиком этой кампании является Александр Ремезков, бывший вице-губернатор Кубани, а сейчас кандидат в депутаты Госдумы. У нас выходило много материалов о нем, в том числе про его дачи, его фирму "Черноморская финансовая компания"», — заявлял тогда замкоординатора организации Дмитрий Шевченко.
...все указывает на то, что заказчиком этой кампании является Александр Ремезков, бывший вице-губернатор Кубани.
Дмитрий Шевченко, замкоординатора «Эковахты»
Он также отрицает информацию об иностранном финансировании «Эковахты»: «Выписали акт — нашли какие-то мелкие нарушения, в том числе один из членов нашей организации якобы получал на свой личный счет иностранное финансирование. Но это просто чушь. У нас в организации около 80 членов, и мало ли как каждый из них зарабатывает — работая с российскими компаниями или с зарубежными. Но важно не путать, ведь он получает эти деньги как частное лицо».
Координатор «Эковахты» Андрей Рудомаха заявил, что организация обжалует решение Минюста в суде.
По мнению руководителя члена президентского Совета по правам человека Сергея Цыпленкова, «Эковахта» попала в список иноагентов в связи со скандалами. «"Эковахта по Северному Кавказу" — одна из наиболее активных организаций на юге России. Активисты привлекали внимание к большому количеству вредных для экологии проектов, были настоящей занозой для тех, кто хотел поживиться за счет природы», — говорил Цыпленков. Он добавил, что «в спокойной ситуации мнение президентского совета было бы услышано», но на фоне скандалов было принято другое решение.
«Дело Ремезкова» о клевете
Практически сразу после включения «Эковахты» в реестр иноагентов в отношении координатора организации Андрея Рудомахи и его помощника Дмитрия Шевченко возбудили уголовное дело о клевете. В августе стало известно, что депутат Госдумы Александр Ремезков, с которым активисты «Эковахты» связывают включение организации в реестр иноагентов, обратился в Следственный комитет. Ремезков обвинил экологов в клевете, отрицая, что у него есть дачи в Туапсинском и Динском районах, о которых неоднократно заявляли активисты.
Дмитрий Шевченко так прокомментировал возбуждение уголовного дела на своей странице в фейсбуке:
«"Клевета", как я понимаю, заключалась в следующем: есть в Краснодаре такая шарашкина контора, как "Черноморская финансовая компания", зарегистрированная в кипрском офшоре, к которой депутат экс-единоросс, понятное дело, ну никакого отношения не имеет. В 2013 году мы прихлопнули попытку захвата и застройки участка памятника природы "Джанхотский бор сосны пицундской" в Геленджике, где эта замечательная патриотическая кипрская контора пыталась построить элитный поселок. После чего как с нашим, так и без нашего участия накрылся медным тазом еще пяток аналогичных "проектов"».
Ранее Ремезков оказывался в центре скандала, связанного с земельными махинациями на Черноморском побережье. Репортаж об этом был показан в эфире еженедельной программы «Вести недели» c Дмитрием Киселевым на канале «Россия 1».
Эти якобы экологи — не более чем коммерческая структура, которая отрабатывает заказ.
Александр Ремезков, депутат Госдумы
В сюжете «Вестей недели» были показаны объекты, которые корреспондент назвал «роскошным особняком» Жанны Арефьевой — сестры Александра Ремезкова, ее же загородной резиденцией в Туапсинском районе и дачей Александра Ремезкова, официально оформленной как реабилитационный центр на 150 мест. Репортаж «России 1» во многом пересекается с расследованиями «Эковахты», выходившими за несколько лет.
В феврале 2016 года Краснодарский арбитражный суд приступил к рассмотрению иска Росимущества об аннулировании договора с Арефьевой об аренде земли и истребовании из незаконного владения 3 га в прибрежной полосе Черного моря — в селе Бжид Туапсинского района. «Эковахта» неоднократно обращалась в контролирующие структуры с жалобами на то, что территорию пляжа перекрыли уходящим в море бетонным забором.
Сам Александр Ремезков расследования «Эковахты» назвал отработкой заказа: «Эти якобы экологи — не более чем коммерческая структура, которая отрабатывает заказ».
Жалобы на заказную медиаатаку
В культурном центре «Типография» 27 апреля прошла пресс-конференция «Эковахты», на которой координатор организации Андрей Рудомаха и его заместитель Дмитрий Шевченко заявили, что с апреля прошлого года против организации идет целенаправленная дискредитационная кампания.
«Сначала был запущен блог compromiser93. Там была опубликована якобы похищенная переписка нашей организации, затем появлялись другие порочащие "Эковахту" материалы. Через месяц стали появляться "разоблачительные" материалы в СМИ. Первой была публикация на "Ленте.ру". Далее началась классическая история — другие СМИ стали публиковать свои заказные материалы и ссылались в том числе и на статью в "Ленте". Все друг на друга ссылаются, и получается такая закольцованная система. Также к этой кампании был привлечен и известный так называемый журналист Владимир Соловьев, который в одной из своих передач на радиостанции "Вести FM" рассказывал о том, что Рудомаха — сектант и экстремист», — заявил Шевченко.
Также замкоординатора «Эковахты» считает, что заказные публикации появлялись и в краснодарских СМИ.
«К чести многих местных СМИ могу сказать, что не все публиковали подобные статьи. Но у нас есть информация достоверная, что по редакциям краснодарских СМИ бегала одна из бывших помощниц депутата Ремезкова и предлагала за деньги публиковать клеветнические статьи против нашей организации. Порочащие "Эковахту" материалы публиковались в "Новой газете Кубани" и "Юг Тimes". Мы готовим судебные иски к этим СМИ. Также отмечу, что журналисты телеканала "Кубань 24" организовали против меня провокацию в аэропорту Краснодара, обладая данными о времени моего прилета», — рассказал Шевченко.
По мнению координатора «Эковахты» Андрея Рудомахи, цель подобной дискредитационной кампании состоит в том, чтобы заставить активистов покинуть территорию России.
«На нас давят, нас хотят выдворить из России. Как в свое время выдворили нашего бывшего активиста Сурена Газаряна. Но мы не собираемся сдаваться», — заявил Рудомаха.
Обыски и суд
14 апреля в доме у одного из членов «Эковахты» прошел обыск в рамках уголовного дела о клевете.
«Некоторые СМИ ошибочно писали о том, что обыск прошел в офисе "Эковахты". Но у нас еще с прошлого года нет офиса в Краснодарском крае. Обыск был в частном доме одного из наших активистов — Павла Суганеева. По его месту жительства хранилась часть нашего личного имущества, которое мы использовали для нашей общественной деятельности. Частично там хранилась и официальная переписка — порядка 300 кг переписки за несколько лет. Все эти письма были изъяты силовиками с непонятными целями. Было также изъято большое количество личных вещей и документов», — заявил Шевченко.
Он добавил, что считает обыск нецелесообразным, так как уголовное дело связано с клеветой.
«Зачем проводить обыски по делу о клевете, учитывая, что ни я, ни Рудомаха не отрицаем того, что мы действительно писали это о Ремезкове? Если бы мы отрицали — да, было бы понятно. Они должны были искать электронные носители, документы, распечатку. Видимо, в рамках обыска силовики пытались найти хоть что-то полезное для дела и решили забрали практически все: личные и рабочие документы, жесткие диски, телефон Павла и его знакомой девушки. Также они вскрыли чужую машину, которая стояла во дворе», — рассказал Шевченко.
Зачем проводить обыски по делу о клевете, учитывая, что ни я, ни Рудомаха не отрицаем того, что мы действительно писали это о Ремезкове?
Дмитрий Шевченко, замкоординатора «Эковахты»
Рудомаха также рассказал о том, как организация пыталась опротестовать решение Минюста о включении «Эковахты» в реестр иностранных агентов. 18 апреля городской суд Майкопа оставил в силе решение.
«В ноябре опротестовали решение Минюста, направили иск в Майкопский городской суд. В рамках судебного процесса позиция Минюста была полностью разгромлена. Ведомство никак не могло аргументировать свою позицию. Суд всячески затягивал вынесение окончательного решения. И вот 18 апреля оно наконец было озвучено: оставить решение Минюста в силе. Но мы все равно рано или поздно добьемся своего. Мы выиграем однозначно дело в суде. Как бы суды и судьи ни старались — закон на нашей стороне», — заявил Рудомаха.
Планы «Эковахты»
На пресс-конференции координатор «Эковахты» рассказал, как планирует противодействовать давлению на организацию.
«У нас есть свои каналы влияния. Мы же своим делом в том числе и государственные задачи выполняем. И при этом какие-то коррупционеры при помощи государственных механизмов с нами борются, пытаются на нас надавить. Мы сейчас в рамках государственных механизмов эту кампанию пытаемся как-то остановить. То, что происходит, — это уже ни в какие рамки не вписывается. Думаю, что мы это переживем. Но, конечно, это сильно нам мешает. Вместо того чтобы заниматься своими делами, нам приходится сидеть и разбираться с этими бумажками судебными.
Но мы будем бороться, что нам остается еще делать? Мы будем жить и работать здесь. Защищать природу, заниматься делом, которым я всю свою жизнь занимаюсь. Я уже сросся с этой землей. За границей, например, не был больше 10 лет. Мне там неинтересно, у меня даже нет загранпаспорта. Мне интересна вот эта территория, я целиком нахожусь здесь. Мы живем на уникальной территории, на которую сейчас идут посягательства. За 20 лет деятельности мы многое сумели спасти. И наша цель — продолжать сохранять эту уникальную территорию», — заявил Рудомаха.
Мы живем на уникальной территории, на которую сейчас идут посягательства. За 20 лет деятельности мы многое сумели спасти. И наша цель — продолжать сохранять эту уникальную территорию.
Андрей Рудомаха, координатор «Эковахты»
Мнение бывшего участника «Эковахты»
Портал Юга.ру попросил прокомментировать ситуацию вокруг «Эковахты» бывшего активиста организации Сурена Газаряна, который покинул Россию из-за уголовного преследования.
«Если говорить об "Эковахте" как о юридическом лице, то в существующей ситуации сохранять его нет никакого смысла. Очевидно, что государство так или иначе — правовыми или неправовыми методами — задавит любую зарегистрированную организацию. Поэтому борьба за сохранение данного юрлица лишь отнимает и без того ограниченные ресурсы небольшой группы активистов.
Что касается природоохранной работы в регионе, то она может быть организована и без создания юридического лица, хотя это и ограничит возможности официального взаимодействия с госорганами. Однако неформальная структура имеет и свои преимущества, которые в современной ситуации перевешивают недостатки. Но давление на отдельных активистов будет продолжаться вне зависимости от того, как оформлены их отношения с государством. Как можно справиться с этой проблемой, я не знаю.
В принципе, последний обыск в частном доме демонстрирует, что даже формальные юридические процедуры при наличии заказа со стороны людей Ремезкова — Ткачева соблюдаться не будут. Ситуацию обостряет и тот факт, что начался процесс по мошенничеству с земельными участками, в котором непосредственно замешан как депутат Ремезков, так и зять министра Ткачева. Оба персонажа нервничают и усиленно дергают своих марионеток на родине. Ниточек для этого достаточно».
Смотрите также: