Материал подготовлен при поддержке ООО «Краснодар Сити»
Битва за власть: как Временное правительство боролось с демократическими исполкомами на Кубани в 1917 году
В рамках проекта «1917 на Кубани» портал Юга.ру рассказывает о работе исполнительных комитетов — демократических органов власти, которые формировались сразу после Февральской революции.
Новая народная власть
После Февральской революции старый административный аппарат постепенно сдавал свои полномочия. 5 марта Временное правительство издало Постановление о создании местных органов власти.
В марте на Кубани началось бурное формирование общественных комитетов. Как и в большинстве регионов страны, их создавали по инициативе масс, не дожидаясь указаний из столицы. С самого начала своей деятельности они стали многосословными и интернациональными. Временное правительство стремилось закрепить свои позиции на местах и опереться на общественные силы. Оно и санкционировало создание комитетов.
Общественные комитеты создавали по инициативе масс, не дожидаясь указаний из столицы.
Екатеринодарский гражданский комитет провел свое первое заседание 6 марта. В него вошли местные предприниматели и часть интеллигенции — по партийному составу комитет в основном был кадетским, а возглавил Екатеринодарский исполком меньшевик Степан Турутин.
В столице Кубани был учрежден Областной исполнительный комитет. По его инициативе создавались исполнительные комитеты во всех населенных пунктах области. В комитеты вступали и казаки, и неказачье население. С самого начала своего существования исполкомы среди населения получили авторитета гораздо больше, чем старые городские думы.
На Кубани исполкомы возникли раньше других новых властных структур, стали массовыми и решали все жизненно важные вопросы населения — от распределения продовольствия до охраны правопорядка. Эти комитеты, включавшие в свой состав помещиков, буржуазию, офицеров гарнизона, рабочих, все слои горожан и жителей сел, по своей идейной направленности были центристскими.
Читайте также:
Как работали исполнительные комитеты
Исполкомы отвечали за безопасность населения, контролировали деятельность должностных лиц и учреждений, участвовали в реализации новых реформ. Однако были те сферы, которые местные исполкомы не могли контролировать (например, работу судебного ведомства). Аресты и удаления должностных лиц с постов должны были производиться только по постановлению Кубанского облисполкома.
Создание комитетов зависело от воли населения и не являлось обязательным. Комитеты избирались прямым, равным и тайным голосованием. В выборах участвовали все жители области, мужчины и женщины.
Общественные исполкомы занимались организацией выборов в городские думы, которые продолжили работу после Февральской революции.
В области было объявлено о подчинении всех учреждений областному комитету. Под его руководством проводились выборы новой станичной администрации. Таким образом, областной исполком вмешивался и в казачьи дела, осуществляя гражданские права всего населения.
Обострение противоречий
5 мая Временное правительство стало коалиционным — в его состав вошли шесть министров-социалистов. Это способствовало тому, что на местах активизировались социалистические партии.
Классовые и сословные противоречия стали накаляться. Казаки опасались, что с помощью исполкомов иногородние отберут их паевые земли. Беднейшая часть населения области рассчитывала на устранение социальной несправедливости.
Казаки опасались, что с помощью исполкомов иногородние отберут их паевые земли.
Временное правительство было вынуждено вмешаться и в напряженные отношения между органами власти на Кубани. Из канцелярии министра-председателя кубанскому комиссару Кондрату Бардижу предписывалось «внести в общество единение и в своей деятельности опираться на областной исполком».
Гонения на комитеты, избранные всем обществом, начались повсеместно. На Кубани проявились серьезные трения общественных органов с комиссаром области. Бардиж, руководствуясь распоряжением Временного правительства, разъяснял, что исполкомы, как временные революционные организации, не имеют права присваивать себе распорядительную и исполнительную власть. Также он подчеркивал, что все старые учреждения, за исключением полиции, остались на местах неупраздненными.
Против распоряжения кубанского комиссара выступили почти все станичные и волостные общества, не желавшие ограничения прав общественных комитетов. В «Информационном листке» за 13 июня, выпускаемом местным отделом МВД, опубликована телеграмма жителей станицы Лабинской. Они не согласились с заявлением Бардижа, будто «вся полнота власти на местах принадлежит неупраздненным учреждениям, что образовавшиеся организации суть лишь выразители общественного мнения, почему и не могут нести распорядительных, а тем более исполнительных функций по управлению». Этим распоряжением уничтожались органы местного самоуправления, а за неподчинение комитетам угрожали репрессиями.
Гонения на исполкомы со стороны Временного правительства
4 июня в станице Лабинской прошел митинг, собравший 5 тыс. человек. Гражданский комитет в Лабинской избирался всем населением и был утвержден на общегубернском съезде. На митинге призывали к немедленному отзыву Бардижа.
Местный комитет единогласно признал циркуляр комиссара Бардижа «незакономерным, в корне подрывающим всенародное самоуправление, проникнутым контрреволюционными тенденциями, а потому и неприемлемым».
Временное правительство не могло не реагировать на массовые протесты против действий его ставленников-комиссаров. 20 июня в очередном «Информационном листке» сообщалось о том, что с Кубани продолжают поступать протесты против Бардижа, а облисполком, избранный съездом представителей населенных пунктов, до сих пор не признан им полноценным органом власти.
Возникшие в революционное время комитеты формировались наспех и отличались случайным составом
Из докладов комиссаров Временного правительства, сделанных по запросу МВД, 1917 год
МВД поручало своим комиссарам подготовить доклады с мест о состоянии системы управления. Из докладов делался вывод, что «возникшие в революционное время комитеты формировались наспех и отличались случайным составом». Поэтому они не в праве управлять и распоряжаться суммами земских и городских сборов.
Правительство было обеспокоено вопросом о взаимодействии и разграничении круга полномочий между местными органами. Отмечалось присваивание комитетами роли инстанции надзора, контролирующей деятельность как органов самоуправления, так и комиссаров. Сразу ликвидировать общественные органы было для правительства небезопасно, но были разработаны ограничительные правила их образования и деятельности. Четче определялся круг их обязанностей.
При этом в условиях многовластия велась конкурентная борьба между властными органами, в которой управленческие структуры правительства не смогли противостоять органам власти казачества.
Читайте также:
Судьба исполкомов после Всероссийского совещания комиссаров
Одним из последних ударов по власти исполкомов стало Всероссийское совещание комиссаров и председателей общественных исполнительных комитетов в Петрограде. Оно прошло 4 августа в ситуации постиюльского кризиса Временного правительства. Напомним, что тогда был избран новый глава правительства — Александр Керенский. От Кубанской области на совещании присутствовали комиссар Кондрат Бардиж и представитель Общественного комитета Иван Бырдин.
Совещание открыл и выступил с речью сам Керенский. Среди прочего он говорил об отсутствии у народа опыта в управлении государством и призвал к созданию сильной власти: «Нет другой задачи, более важной и более жизненной для русского государства, как создать во что бы то ни стало твердую, решительную и единую революционную власть».
На совещании выступил и министр внутренних дел Николай Авксентьев, поднявший вопрос о работе комиссаров и их взаимоотношениях с общественными организациями. Роли комитетов отводилось второе место.
Специального доклада об общественных комитетах на совещании не было. О них шла речь в связи с комиссарами. Высказывалось мнение о том, чтобы комиссары опирались на «взаимодействие с исполнительными комитетами до тех пор, пока взамен их не будут образованы земские и городские общественные управления на новых демократических началах».
Деятели общественных комитетов на Кубани были разочарованы работой совещания в Петрограде. Вместо ожидавшегося дружного сотрудничества разгорелась борьба. Несмотря на то что представители исполкомов не сдавались и отстаивали свои формы власти, их судьба уже была предрешена. Исполкомы, созданные народом самостоятельно, не встретили поддержки со стороны правительства.
Утрата власти исполкомами и новые политические реалии
После Всероссийского совещания комиссаров положение исполкомов стало критическим. Они находились под давлением разных политических сил. Так, еще 4 июля казаки покинули областной совет и местные исполкомы и заявили о прекращении властных функций этих органов. Казачество сформировало собственный Кубанский войсковой совет, который они объявили верховной властью в регионе наравне с казачьим Войсковым правительством.
Также комитеты покидали и большевики, рассматривая их как уже утратившие силу и воздействие на массы. Профсоюзы рабочих отзывали своих представителей. Советы рабочих и солдатских депутатов в свою очередь решали вопрос о закрытии исполкомов.
Вновь избранные думы взяли на себя фактически все функции общественных исполкомов.
В начале августа прошли выборы в городские думы на Кубани. Вновь избранные думы взяли на себя фактически все функции общественных исполкомов. И хотя областной исполком на Кубани полностью ликвидировался только в октябре, реальную власть в области он потеряли еще в июле. Казачьи органы власти были довольно сильными и к концу лета уже не считались с общественными исполкомами. Комиссар Временного правительства при этом предпочел опереться на казачью власть — Войсковое правительство.
Тем не менее, исполкомы сыграли важную роль в переходном этапе истории Кубани. Они возникали для охраны порядка, являлись народной властью на местах, вовлекали в свои ряды людей, стремившихся к установлению действительно демократической власти.