Летаем рядом с парком «Краснодар». Что происходит в густонаселённом районе и решит ли трамвай его проблемы?
Летаем над Краснодаром и обсуждаем будущее Восточно-Кругликовского микрорайона с урбанистом
В 2020 году в Краснодаре приняли генплан, где определили направления новых трамвайных веток. Одна из них должна пройти в Восточно-Кругликовском микрорайоне. Жилые массивы вроде «Губернского» продолжают разрастаться, проехать из одной части города в другую можно только по паре забитых улиц, возле парка и стадиона «Краснодар» — вечные пробки. Но жители частного сектора против: ради трамвая должны снести их дома. Юга ру полетали* над улицами, где планируют проложить рельсы, и спросили урбаниста, решит ли трамвай проблемы микрорайона.
Поток машин на улицах Российской, 40 лет Победы, Восточно-Кругликовской и Жлобы всегда очень интенсивный. А когда в парке «Краснодар» идёт матч, жители восточных районов допоздна задерживаются на работе, чтобы не стоять в пробке дольше обычного. Или выбирают личные автомобили: если уж и стоять, то не в тесной душной маршрутке, передавая мелочь за проезд с задних рядов.
«Задержки транспорта ежедневно исчисляются десятками минут. По нормативам его хватает, по факту маршрутки стоят в пробках вместе с машинами. Сотни человек сознательно отказываются от них, и каждое утро пешком идут на конечную трамваев «Улица Декабристов», чтобы уехать в центр без пробок», — говорят в департаменте дорожного хозяйства и транспорта Краснодара. По данным мэрии, в будние дни трамваи № 1, 2, 3, 20 с конечной на перекрёстке Декабристов и Достоевского перевозят около 50 тыс. человек.
Путь к остановке — сомнительное удовольствие для пешехода: на Российской шум и выхлопные газы застрявших между светофорами машин, никаких деревьев, невысыхающие лужи. И шиномонтажки, которые не стесняются занимать узкие тротуары оборудованием. Во дворы не спрятаться — их заполнили ряды гаражей, многоэтажные дома огорожены заборами. Современные парковки, как заметно по видео с высоты, есть далеко не во всех новостройках. Но, оказывается, это к лучшему.
«Когда человек покупает автомобиль, он должен задуматься, где будет его парковать. То же с покупкой недвижимости. В Азии без парковочного места или гаража вам даже номера не выдадут. А не это: покупаю квартиру, вон газончик есть, на нём машин мало, вот там и буду парковать. Но на самом деле парковки — это зло. Тем более бесплатные. Чем больше парковок, чем больше мы создаём хорошие условия для личного транспорта, тем больше его будет в этом микрорайоне», — подчеркнул урбанист Мирослав Валькович.
Ближе к ЖК «Губернский» ситуация с общественным транспортом становится ещё хуже: сотни автомобилистов утром выезжают из узких дворов по двухполосным улицам вместе с маршрутками, а вечером возвращается обратно. Транспорта, соединяющего эту часть города напрямую со Ставропольской мало — студенты выбирают ехать с пересадками. А в пробке по пути к Черкасской или Героев-Разведчиков можно застрять даже в девять-десять вечера.
Что дальше?
В ближайшие годы в Краснодаре хотят построить дополнительно более 70 км трамвайных путей. Одна из веток соединит Западное депо через Западный Обход с Немецкой деревней, «Баскет-Холлом» и улицей Московской. Другая захватит Гидрострой: от улицы Трамвайной по Мачуги, Автолюбителей, Невкипелого до Снесарева.
Третья должна обеспечить доступным транспортом район Восточно-Кругликовской. Для неё продлят рельсы от «Улицы Декабристов» до улиц Героев-Разведчиков, Домбайской, Багряной и Восточного Обхода.
«Нужно понимать, что этот район жилой, он генерирует трафик, и одновременно является точкой притяжения трафика к стадиону и парку. В час-пик нагрузка на транспортную инфраструктуру увеличивается в разы, потому что посетители съезжаются со всего города. На общественном транспорте туда добраться проблематично», — объясняет Валькович.
Откуда деньги?
Продлевать трамвайные пути будут за счёт концессионных соглашений.
Это договоры, которые муниципалитеты заключают с частными компаниями. По условиям концессионеры за свой счёт создают, реконструируют и (или) используют недвижимое, а также связанное с ним движимое имущество.
В данном случае объект концессии — трамвайная инфраструктура: сами линии, тяговые подстанции, Северное депо, вагоны. Официально они будут в собственности города, но благодаря частным вложениям появятся гораздо быстрее, чем за государственный счёт.
За развитие трамваев взялась группа компаний из Екатеринбурга «Синара». На их счету развитие трамвайной сети в Таганроге по концессионному соглашению: реконструкция 45 км путей, модернизация и монтаж сотни остановок, капитальный ремонт депо, диспетчерского пункта и восьми тяговых подстанций, полное обновление трамвайного парка. На эти задачи «Синара» заложила полтора года.
Ранее компания «Синара — Городские транспортные решения Краснодар.ДОМ» уже получила право построить 35 км путей в сторону Западного Обхода, а также приступила к реконструкции трамвайного узла на Московской. Предприятие выделило на это около 28 млрд рублей, завершить работы планируют до конца 2026 года.
К сожалению, этот функционал доступен только на полной версии материала.
Компания предложила проект для четырёхэтапного развития трамвайной сети на востоке города (до конца 2027 года) и в районе Гидростроителей (до конца 2025 года).
Концессионер готов вложить в строительство веток на Гидростроителей и Восточно-Кругликовской 26 млрд 818 млн рублей. Дополнительное финансирование должно поступить из бюджета заказчика: инвестиционный платёж 36 млрд 217 млн рублей и эксплуатационный платёж 17 млрд 138 млн рублей.
Бунт
«Синара» и чиновники встретили сопротивление проекту. До сих пор не решено, как провести трассировку до улицы Восточно-Кругликовской: по проезду Новосельскому, где придётся снести несколько десятков частных домов, или по улице Жлобы.
«Мнения было два. Первое: «Не нужно затягивать, мы погрязнем в судах, трамвай никогда не будет построен. У города нет денег на выкуп. Берём то, что дают — Жлобы, — и строим». За этот вариант неожиданно высказалось большинство чиновников и экспертов, департамент транспорта и директор КТТУ , представитель «Синары». Более того, дептранс разработал проект модернизации прилегающих к Жлобы улиц для разгрузки автотрафика и озвучил, что надо 120 миллионов. Второе мнение: «Не нужно спешить, нужно делать не быстро, а «правильно». Снести всех нахрен, [потому что мы] хотим ехать на трамвае прямо». Ожидаемо за это ратовала [активистка Марина] Репещук, её поддержал член комиссии по землепользованию [Владислав] Амерханов», — так описывает общественные слушания, прошедшие в сентябре, житель Новосельского проезда Алексей.
Важно дополнить, что разработчики генплана допускают строительство трамвая по Жлобы.
Напротив, Мирослав Валькович уверен, что выбор Жлобы повредит в итоге всем.
«Мы зациклились на трамвае, но генпланом предусмотрена совмещённая 4-полосная дорога [по Новосельскому]: по центру идёт трамвай, слева две полосы в одну сторону, справа в другую, пешеходная инфраструктура. [Также рассматривали дорогу поменьше, чтобы под снос попало не 60, а 36 домов, — прим. Юга.ру]. Решился бы вопрос и для личного транспорта, и для общественного. А иначе мы отберём улицу Жлобы у автомобилистов. Сейчас она стоит, потому что это единственная артерия с запада на восток. Куда поток транспорта с неё денется? Тот же частный сектор будет страдать. Водители будут объезжать пробку в том числе по Новосельскому, — дымить, пылить, шуметь. Колом встанет весь район. Жители сами всё проклянут десять раз», — объяснил урбанист.
Но и он разделяет беспокойство местного населения:
«Они боятся. Тут нехорошая ситуация, когда жителей стравливают. Когда жители Панорамы, Восточно-Кругликовского видят, что их проблемы не решают из-за нескольких домов, а жители частного сектора, в свою очередь, выходят на протест. В генплане таких ситуаций огромное количество».
«Здесь важно выработать механизм справедливого выкупа. Важно, чтобы в будущем, ссылаясь на этот прецедент, мы могли разруливать другие ситуации без конфликтов. Краснодарцы увидят примеры справедливого, публичного выкупа, будет понятно: меня, как и жителей Новосельского, не кинут на деньги, я получу достойное устройство. А у нас, к сожалению, боятся ответственности, перекидывают эту проблему от одного мэра к другому, как горячую картошку»
Урбанист Мирослав Валькович
Жители Новосельского поделились последними новостями о трамвайной ветке.
«В конце ноября состоялась встреча с депутатом Госдумы [Эдуардом] Кузнецовым. Он прям на встрече набрал заммэра [по вопросам транспорта и дорог Владимира] Архипова и спросил, какое в итоге вынесли решение? Архипов сказал, что рабочая группа остановилась на Жлобы, сейчас идет уточнение документации. Ждём. Новости для нас позитивные, но это всё только на словах, документально так ничего и не закреплено. Более того, концессию они собираются заключить без точной разметки этого участка», — рассказал Алексей.
Почему трамвай настолько важен?
«Трамвай уже давно для Краснодара играет роль метро, но для перевозки такого количества людей потребуется значительно увеличить размер составов, сцепляя вагоны и повышая их вместимость», — подчёркивают в департаменте дорожного хозяйства и транспорта.
На пике развития в 2019 году краснодарские трамваи перевозили 201-204 тыс. пассажиров в день, около 74,5 млн в год (позже из-за пандемии и плохих условий труда показатели заметно снизились). Для сравнения, в 2021 году через Новосибирский метрополитен прошло 75,3 млн человек за год (206 тыс. в день), в Екатеринбурге — 35,1 млн (100 тыс. в день).
В мэрии обосновали необходимость развивать трамвайную сеть статистикой. Население кварталов, прилегающих к улицам Героев-Разведчиков и Восточно-Кругликовской уже превышает 120 тыс. человек. К 2026 году благодаря продолжающейся застройки будет ещё 10 тыс.
«В этом микрорайоне не так много улиц, которые бы вели и выводили трафик. Потому что раньше это были просто поля, огороды, а теперь — крупнейший микрорайон, но улицы остались те же. Мы должны это учитывать», — уверен урбанист. Он советует властям и проектировщикам закладывать трамвайные линии, даже если средств на них пока нет, чтобы с меньшими затратами развивать город в будущем.
А горожанам, считает Валькович, стоит ответственно относиться к поощрению градостроителей:
«Застройщики видят, что люди требуют с них парковки. И они их ставят, иначе квартиры не продадутся. Мы должны сформировать другой запрос — чтобы были детсады, школы, площадки для выгула собак, трамваи, а не парковки».
По данным городской администрации, улицы Восточно-Кругликовская и 40-летия Победы ежедневно принимают более 30 тыс. автомобилей. Относительно легко повысить пропускную способность Школьной и Тихорецкой, чтобы разгрузить Восточно-Кругликовскую. А вот поток машин с улицы 40-летия Победы упирается в Колхозную и Офицерскую, где быстрых и логичных решений нет.
«Мы не сможем решить транспортную задачу кардинально, если не будем перекраивать город, исправлять его, внедрять системные решения», — соглашается Валькович.
По прогнозу мэрии и «Синары», в первый год после продления ветки в микрорайон Губернский (по плану до конца 2025) пассажиропоток вырастет на 20% за счёт тех, кто откажется от поездки на автобусе до пересадки, и кто поменяет личный транспорт на общественный. К 2029 году трамвайная ветка может стать ещё на 50% популярнее.
«Cам вопрос, решит ли трамвай проблему, звучит достаточно странно. Безусловно, транспортную задачу он частично решит. Провозная способность у трамвая, который обособлен от автодороги, не обращает внимание на пробки и перекрёстки, в разы выше, чем у личного и другого общественного транспорта. Но все сразу на трамвай не сядут, — замечает Валькович. — Это долгий процесс, нужно показать преимущества трамвая, качество, удобство, скорость. Тогда люди потихонечку будут перестраиваться и корректировать свой выбор».
Почему трамвая недостаточно?
«Гипотетически, запустили эти ветки, и житель Гидростроя на трамвае захотел поехать в парк «Краснодар». Вообразите маршрут: вместо того, чтобы попасть напрямую через условный ТЦ «СБС», он едет в три раза дольше через Ставропольскую, ЖД-вокзал, центр города, Красных Зорь! А у нас уже сейчас Ставропольская забита маршрутами, трамваи в час-пик идут вереницей, соблюдая минимальную дистанцию, то же самое на Коммунаров».
Мирослав предлагает объединить планы по расширению трамвайных сетей с «Наземкой». Чтобы до станции можно было доехать на автобусе или личном транспорте, оставив его на перехватывающей парковке, и за несколько минут добраться с Лизы Чайкиной до стадиона на наземном метро. Как с высоты птичьего полёта выглядят улицы, где хотят построить транспортную артерию, смотрите здесь.
* В декабре на Кубани запретили использовать дроны, но съёмку восточной части Краснодара с помощью квадрокоптера для этого материала Юга.ру провели ещё до запрета.
Выиграть автомобиль и без суеты накрыть новогодний стол смогут жители Краснодарского края Общество |
Как строят Краснодар: преподаватели КубГТУ посетили микрорайон «Образцово» и узнали о новых технологиях Экономика |
Что и как продавать на маркетплейсах в 2024–2025 годах. Репортаж с бизнес-завтрака Альфа-Банка в Краснодаре Экономика |
Жители Краснодара смогут увидеть в небе стыковку космического корабля
В Краснодаре кофеен в два раза больше, чем в Ростове-на-Дону
На побережье Краснодарского края прогнозируют сильный ветер. Повторится ли «шторм века»?
Цветы, время на себя или уборка? Узнали, какие подарки краснодарки хотят получить в День матери