В России возбудили первое уголовное дело о «женском обрезании», которое сделали девятилетней девочке в Ингушетии
Следственный комитет в мае возбудил первое в России уголовное дело из-за клиторэктомии («женского обрезания»)
Юга.ру писали, что в 2016 году фонд «Правовая инициатива по России» провел исследование, посвященное проблеме женского обрезания в Дагестане. Тогда муфтий Исмаил Бердиев назвал эту процедуру не противоречащей догматам ислама и заявил, что обрезание всех женщин на Земле необходимо для уменьшения сексуальности.
Читайте также:
В ответ правозащитник Владимир Слепак объяснил, что в медицинском законодательстве нет положений, регламентирующих подобные манипуляции, а следовательно, они являются незаконными. А депутат Мария Максакова-Игенбергс внесла в Госдуму проект об уголовном наказании за женское обрезание.
В августе 2016 года доклад правозащитников был направлен в Генпрокуратуру, а спустя два месяца в прокуратуре Дагестана завершили проверку, заявив, что не нашли подтверждений этой информации.
Спустя полтора года проект «Правовая инициатива» опубликовал второй отчет. Согласно исследованию, самый минимальный показатель жертв калечащих операций на женских половых органах — 1 тыс. 240 девочек в год в Дагестане, при этом подобные операции распространены и за пределами республики. Так, в 2018 году Юга.ру писали о том, что клиторэктомию предлагали сделать и в Москве — в медучреждении «Бест клиник».
8 мая 2020 года телеканал «360» опубликовал историю о том, что подобные процедуры девочкам делают в ингушской клинике. Журналисты рассказали, что мать девочки развелась с ее отцом еще до родов. Мужчина не проявлял интереса к дочери, однако в июне 2019 года настоял на том, чтобы девятилетняя девочка приехала к нему в гости. На следующий день ребенка отвели к гинекологу.
«Мать приехала за детьми и забрала домой. Картина, представшая ее глазам, была ужасная: платье девочки было окровавлено, сама она пребывала в состоянии шока, похожем на ступор. Уже дома она стала плакать навзрыд, спрашивать, что с ней сделали и умрет ли она, будет ли у нее "это" всегда или пройдет. Ей было больно ходить в туалет, она перестала есть и все время плакала от боли», — рассказал телеканалу представитель матери.
Читайте также:
В прейскурантах клиники за июль 2016 года действительно присутствовала услуга «обрезание» стоимостью 2 тыс. рублей, уточнила «Медуза». Но врач-гинеколог Изаня Нальгиева заявила журналистам, что все процедуры проведены законно: девочке нужно было исправить патологию, «разъединить синехии» (сращение половых губ).
12 мая «Правовая инициатива» направила в следственное управление по Республике Ингушетия заявление, в котором попросило провести проверку клиники «Айболит».
«Если подтвердится факт, что операции в клинике проводятся, то к уголовной ответственности за причинение вреда здоровью (ст. 111, 115 УК РФ), иные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), а также оказание услуги, не отвечающей требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ), должны быть привлечены не только врачи и медперсонал, которые делали такие операции, но и руководство клиники», — прокомментировала старший юрист «Правовой инициативы» Татьяна Саввина.
19 мая правозащитники заявили, что по данному факту возбуждено уголовное дело, оно передано в суд. Это первое уголовное дело, возбужденное в России из-за женского обрезания.
По данным фонда ООН в области народонаселения, подобные операции практикуют в 29 африканских странах, некоторых сообществах в Азии, на Среднем Востоке, в Ираке, Иране, Палестине и Израиле, Южной Америке, а также в отдельных сообществах Грузии и России. Жертвами практики также становятся женщины в Европе, США, Новой Зеландии и Австралии. Официально ни одна из религий сейчас не поддерживает «женское обрезание», однако нередко эту практику объясняют именно религиозными традициями.