Материал подготовлен при поддержке ООО «Краснодар Сити»
Демократия, которую мы потеряли: городские думы на Кубани в 1917 году
Работа городских дум в 1917 году стала важной вехой развития демократии на Кубани — после Февральской революции их переизбрали в новом, «небуржуазном» составе. Продержалась система до начала Гражданской войны, так что, вероятно, период с февраля по октябрь 1917 года был одним из самых демократичных в истории края. Рассказываем, как сложилась такая утопическая ситуация, когда все группы в обществе могли на равных принимать участие в решении городских проблем.
Как новое устройство петроградской Госдумы повлияло на регионы
После Февральской революции Государственная Дума в Петрограде приняла самостоятельное решение о создании главного исполнительного органа в стране — Временного комитета, который получил «выпавшую из рук правительства власть». Таким образом, Дума фактически сосредоточила в себе две ветви власти — исполнительную и законодательную.
Комитет в первые дни марта 1917 года назначил петроградского градоначальника, организовал милицию, отправил своих комиссаров в войска. Деятельность Думы и ее Временного комитета положительно восприняли в регионах — именно она стала примером для создания новых местных органов самоуправления.
Городские думы на Кубани и необходимость новых выборов
До революции одним из главных барьеров для демократии в городских думах был их цензовый состав. В гласные (то есть в депутаты) могли избираться лишь мужчины старше 25 лет, имеющие русское подданство, недвижимость, занимающиеся предпринимательством и уплачивающие налоги в городскую казну. Поэтому когда ценз отменили, своих представителей в думы начали направлять общественные организации.
17 марта в екатеринодарскую думу ввели по 12 гласных от новых органов власти — Гражданского комитета и Совета рабочих депутатов. Состав дум пополнялся за счет служащих, интеллигенции и рабочих. Отмена высокого имущественного избирательного ценза способствовала демократизации дум. Теперь они решали вопросы, ранее входившие в компетенцию администрации. Правда, при этом оставались подконтрольными комиссару Временного правительства.
В итоге на Кубани приняли новые правила выборов в муниципальные органы, расширившие права избирателей. Каждый гражданин, достигший 20-летнего возраста и проживавший или работавший в городе, мог иметь голос независимо от имущественного положения, национальности, вероисповедания и пола.
Подготовка к выборам и партийная агитация
В августе 1917 года жители голосовали за список кандидатов от партий и общественных объединений, а активная агитационная кампания началась уже с мая.
Читайте также:
Партии отнеслись к этой работе серьезно. Большинство в городской думе давало реальную власть для решения городских проблем в соответствии со своей идеологической схемой. Меньшевистская организация после выборов думы основную работу проводила именно здесь. Социалисты-революционеры Екатеринодара также связывали свои политические планы с думой и ее управой.
Крупных промышленных заведений на Кубани было немного — рабочий класс был рассредоточен по мелким и средним предприятиям. В числе избирателей была значительной прослойка разночинцев, интеллигенции, мелкой буржуазии. Рядовому жителю было непросто разобраться в их предвыборных позициях. Им были больше понятны краткие и ясные лозунги: «Хлеб!», «Мир!» или «Долой войну!».
Наибольшей поддержкой среди населения Кубани пользовались социалистические силы. Меньшевики и эсеры создали единый блок на выборах, выдвигали общий список кандидатов и вели совместную агитационную работу. Их блок создал противовес большевикам, которые выступали самостоятельно. Они имели свою платформу и рассматривали избирательную кампанию в думы как следующий этап развития революции.
Агитацию проводили также кадеты и трудовики, национальные партии и союзы, объединения по профессиональному признаку.
Результаты выборов в августе 1917 года
Выборы в Екатеринодарскую городскую думу проходили 6 августа. Из 55 тыс. граждан, имевших право голоса, в выборах приняли участие 32 тыс. 726 избирателей (около 60%).
Голоса распределились следующим образом:
№ 1. Профсоюз по архитектурно-строительному делу — 90 голосов.
№ 2. Союз домовладельцев — 2398.
№ 3. Кадеты — 3312.
№ 4. Меньшевики и эсеры — 10 110.
№ 5. Польский союз — 224.
№ 6. Большевики — 5199.
№ 7. Трудовики — 163.
№ 8. Украинцы — 733.
№ 9. Торгово-промышленный блок — 73.
№ 10. Дашнакцутюн (Армянское революционное содружество) — 424.
После выборов больше всего мест в думе получил социалистический блок — 62 места, большевики получили 16 мест, кадеты — 10, Польский союз — 3, украинцы — 2, Дашнакцутюн и трудовики получили по одному месту, различные внепартийные организации — 6 мест . В число последних в основном входили домовладельцы.
Председателем Екатеринодарской городской думы был избран меньшевик Андрей Ждан-Пушкин. Городским головой в Екатеринодаре стал председатель Совета рабочих депутатов меньшевик Михаил Адамович.
Работа переизбранных городских дум
Выборы в городские думы Кубанской области совпали с кризисом власти местных исполнительных комитетов. Исполкомы покинули казаки, которые сформировали собственный Кубанский войсковой совет. Как политик, комиссар Временного правительства в области Кондрат Бардиж предпочитал налаживать отношения с казаками, а не с исполкомами.
Читайте также:
Вновь избранные думы взяли на себя фактически все функции общественных исполкомов. В то же время они держались как органы самостоятельные и не желали выполнять требования других властных структур в городе, за исключением комиссара Временного правительства. Думы нередко отказывались рассматривать вопросы по настоянию Советов и заявляли, что дума избрана всеми гражданами города, а Совет рабочих депутатов — только частью населения.
Городские думы имели право на самостоятельность в решении многих гражданских вопросов. Они формировали городской бюджет и следили за его исполнением, регулировали работу лазаретов, организовывали попечительство о бедных и нищих.
Однако самостоятельность дум не была полной — они могли издавать постановления только по очерченному кругу вопросов: например, о правилах застройки, о мерах против пожаров. Перечень этих вопросов определялся Временным правительством.
При чрезвычайных обстоятельствах дума принимала решения и постановления в городе, которые вступали в силу немедленно, и ответственность за их исполнение возлагалась на городского голову. Такие решения могли быть приняты в случае стихийных бедствий, народных волнений или в связи с началом военных действий.
В думах создавались отраслевые комиссии для разработки проектов для решения городских проблем — например, финансовая, продовольственная, строительная, юридическая, комиссия общественной безопасности, ревизионно-контрольная, санитарная, культурно-просветительная, народного здравия, охраны труда, водопроводная и садовая.
Расходы на обеспечение общественной безопасности увеличились с появлением милиции, поэтому городским управам пришлось повысить налоговую нагрузку на население.
Однако самым важным оставался продовольственный вопрос. В связи с кризисом, образовавшимся еще до Февральской революции, обеспечение населения продуктами было одной из самых сложных задач. Временное правительство централизованно регулировало местные продовольственные комитеты. Фактически, они должны были выполнять продовольственную разверстку на местах.
Осенний кризис и Октябрьская революция
С наступлением осени легче не стало. Недовольство продовольственной политикой правительства у жителей юга только окрепло. Продуктов было мало, а инфляция росла. Значительная часть городских жителей была недовольна деятельностью органов самоуправления. Победившие на выборах партии меньшевиков и эсеров не справлялись с задачами.
Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде городские думы встретили отрицательно, считая большевиков узурпаторами власти. Сразу же начались чрезвычайные заседания городских дум с приглашением общественности. Выступали представители всех фракций и групп, выражая свое отношение к революционным событиям октября.
Читайте также:
26 октября, после свержения Временного правительства в Петрограде, Кубанское Войсковое правительство решило не признавать Советскую власть и заявило, что отныне принимает на себя всю полноту государственной власти в пределах региона. Фактически вся власть в области перешла в руки казаков. А 24 января 1918 года все думы были ликвидированы распоряжением наркома внутренних дел.
В 1917 году органы самоуправления стали демократическими носителями власти на местах. Они создавались на основе нового законодательства, расширившего избирательные права граждан. Поскольку думы перестали быть цензовыми органами, люди стали им больше доверять. Жители впервые смогли осуществлять максимально свободный выбор власти, а партийные организации и общественные движения беспрепятственно проводили агитацию.
Однако городские думы все же не смогли справиться со всеми вызовами революционной эпохи. Многовластие на Кубани и связанные с ним противоречия среди населения, продовольственный кризис и Октябрьская революция поставили крест на сложившейся демократической системе местного самоуправления.