С 1 по 8 июня в Сочи пройдет главный смотр отечественных фильмов "Кинотавр". В 25-й раз.
Неюбилейное
Уместна торжественная римская цифра – XXV.
А сама история фестиваля прихотлива; эпитеты, которым его награждали, бывали, скажем так, витиеватыми, а бывали и безжалостными. Причем неважно, оценивался он изнутри или снаружи, – апологетов живого дела на Руси по пальцам перечесть в любую эпоху, зато полно хулителей.
"Кинотавр" всегда был зеркалом отечественного кинопроцесса. Эта чеканная формула не может быть смыта сочинской волной, поскольку за ней факт непреложный. Причем, зеркалом – прямым.
Именно в силу этих двух обстоятельств история "Кинотавра" до сих пор не написана. И будет ли написана – большой вопрос. Кто возьмется за гигантский труд раскопать реальность в нагромождении вымысла/домыслов первого периода "Кинотавра" – периода Марка Рудинштейна, отца-основателя (1989 – 2004)? А кто осмелится сформулировать правду об этапе нынешнем (2005 – …), когда в руках Александра Роднянского суть и статус "Кинотавра" резко выросли?
Невозможно отрицать, что за последние десять лет (в Москве стало модно в любом случае говорить "крайние", это подсознательная опаска, что все хорошее закончится) из "праздника", каковым его делал Рудинштейн, "Кинотавр" стал концентратом отечественной киноиндустрии. И не вина фестиваля в том, что "ароматизатор идентичный натуральному". Поскольку сама эта индустрия раскачивается, пузырится и пыхтит, будто каша на огне, но никуда не движется.
Однако эти мои юбилейные, но совсем не праздничные соображения навеяны не одной лишь собственно датой. Уже известно, что 25-й "Кинотавр" будет не таким, как предыдущие.
Во-первых, резко сокращено число приглашаемых фестивалем критиков и журналистов. Предложено ехать за счет редакций или собственный. Более того, трехразовая кормежка отменяется, остается только завтрак. А цены в курортной столице России, доложу вам, по эту пору выше, чем в столице, извините, культурной. Если учесть, что "белая" пресса, тем более немосковская, – дотационна, что у большинства критиков/исследователей кино зарплаты (в каком-нибудь НИИ киноискусства) смешные, то не могу себе даже и представить, кто будет задавать содержательные вопросы авторам фильмов на пресс-конференциях.
Да, это практика большинства кинофестивалей в мире. Но мы живем не в стране, придерживающейся мировой практики. То есть, "Кинотавр" либо начал экономить субъективно, что понятно, либо не может справиться с ценами пост-олимпийского Сочи (не переехал в Олимпийский парк, а о такой возможности говорилось в феврале) и инфляцией объективно, что тоже неудивительно. Я пока нигде не нашла ни бюджета фестиваля, ни рублевого вклада министерства культуры в него.
Но есть у моей грусти и вторая причина. Прошел слух, да и в Facebook проскочила пара намеков, что Роднянский фестиваль продает. Правда, сам Александр Ефимович на пресс-конференции в Москве эту версию категорически, говорят, опроверг.
Дым без огня, как известно, в кино – обычное дело. Однако признаем: новая эпоха "Кинотавра" неизбежна в той реальности, которая уже на дворе, но еще лишь проступает, как в доцифровые времена фотография в ванночке с проявителем под красной лампой. И невозможно предположить, какие фигуры со снимков исчезнут, а какие вот-вот получат новые звания и лычки.
Может быть, именно поэтому в опубликованной программе "Кинотавра" ровным счетом ничего торжественного, отличающего его 25-й выпуск, не запланировано. Нет даже какой-либо юбилейной ретроспективы – призеров, например, чтобы вспомнить, сравнить и заплакать или наоборот. Единственное, что говорит о юбилее, – Триумфальная арка, нарисованная на постере.
Нынешний фестиваль будет самым-самым традиционным – весь в своей структуре, столь удачно найденной в последнее десятилетие.
К ней и перейдем, наконец.
Публике
"Кино на площади" – так называется традиционный показ фильмов на огромном экране на фасаде Зимнего театра. Это картины, претендующие попасть так называемый мейнстрим. Если по-русски, то в пакет не позорных продуктов для самой широкой аудитории (признаюсь, вашего критика от некоторых произведений в нижеследующем списке просто тошнит).
Считается, что касса – единственный критерий для сравнения подобных фильмов между собой. Однако наш прокат устроен таким образом, что и сей показатель не работает. Как бы там ни было, вниманию сочинцев и курортников предлагаются:
1 июня – "Страна хороших деточек" Ольги Каптур и "Кухня в Париже" Дмитрия Дьяченко. 2 июня – "Иван Царевич и Серый Волк 2" Владимира Торопчина и "Дубровский" Кирилла Михановского, Александра Вартанова. 3 июня – "Горько!" Жоры Крыжовникова и "Елки 3" Ольги Хариной Дмитрия Киселева, Левана Габриадзе, Екатерины Телегиной, Александра Котта, Александра Карпиловского. 4 июня – "Авантюристы" Константина Буслова. 5 июня – "Восьмерка" Алексея Учителя и "Вий" Олега Степченко. 6 июня – "Сталинград" Федора Бондарчука. 7 июня – "Смайлик" Тамары Алениковой. 8 июня – "Скорый "Москва-Россия" Игоря Волошина,
Но это не все. Новым разделом внеконкурсной программы стал показ "Короткий метр – современное искусство, благотворительность, реклама" (3 и 4 июня также на Театральной площади). Всем желающим предлагаются подборки очень коротких фильмов и роликов – созданных как по велению души (группа актуальных художников "Провмыза"), так и по ярому заказу. Однако заказ давался режиссерам-авторам, а потому созданные ими рекламные ролики – настоящие фильмики.
Вот некоторые режиссеры: Николай Хомерики, Алексей Попогребский, Рената Литвинова, Владимир Грамматиков, Резо Гигинеишвили, Игорь Волошин, Алексей Герман-младший, Михаил Сегал, Иван Вырыпаев, Федор Бондарчук, Борис Хлебников, Андрей Звягинцев. Да, каждое из этих имен легко встретить на конкурсном экране. И вы теперь можете увидеть и оценить умение этих людей высказаться недлинно и форматно.
А еще можно сравнить их рекламные ролики с лучшими мировыми – программа известного проекта "Ночь пожирателей рекламы" ждет зрителей там же 6 июня.
Синефилам
От самой широкой аудитории перейду к самой узкой. Совсем не многие могут найти на "Кинтавре" время, чтобы посмотреть, например, собранную киноведом Сергеем Лаврентьевым к столетию начала Первой мировой войны любопытную подборку фильмов о событиях того времени. Лаврентьев подчеркивает, что в отечественном кино та война основополагающего фильма не имеет вовсе. "Не было" ее в соответствии с Кратким курсом ВКП(б) – была война Гражданская…
Но все же та эпоха отразилась в картинах "Тихий Дон" Ольги Преображенской, Ивана Правова (1930), "Окраина" Бориса Барнета (1933), "Мы, русский народ" Веры Строевой (1965), "Моонзунд" Александра Муратова, "Адмиралъ" Андрея Кравчука, "Багровый цвет снегопада" Владимира Мотыля, "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова (2011). Для контраста – пример решения той же темы американским современным кинематографом: "Боевой конь" Стивена Спилберга (2011).
Еще одна ретроспектива, подготовленная Лаврентьевым, посвящена спорту. И хотя об Олимпиаде в Сочи уже забыли, киноведческий интерес неотменим. Итак: "Вратарь" Семена Тимошенко (1936), "Спортивная честь" Владимира Петрова (1951), "Хоккеисты" Рафаила Гольдина (1964), "Королевская регата" Юрия Чулюкина (1966), "Спорт, спорт, спорт" Элема Климова (1970), "Центровой из поднебесья" Исаака Магитона (1975), "Фантазия на тему любви" Аиды Манасаровой (1980).
Деловая часть
Традиционная программа "Кинотавра", весьма важная.
Это питчинг – защита режиссерами своих проектов перед специальным жюри, а попросту, поиск продюсеров и финансирования. Семь игровых и четыре документальных замысла мечтают воплотиться. Среди них один – от создателей фильма-сенсации прошлого "Кинотавра" "Интимные места" Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. А также новый проект Светланы Басковой ("За Маркса"), продюсируемый Глебом Алейниковым.
Это три дискуссии для, извините, очередной прочистки мозгов. Просто перечислю. "Актуальное кино: личные версии" (ведущий – главный редактор "Искусства кино", культуролог Даниил Дондурей). "Киноиндустрия в Европе и России: национальные модели, общий рынок" (модератор – кинокритик Андрей Плахов). И "Экспертиза качества и конкурентоспособности отечественных фильмов: от сценария до выпуска в прокат", инициированный Союзом Кинематографистов (проведет Олег Иванов, генеральный директор ООО "КиноЭкспертиза").
Последний "круглый стол" призван ответить, в частности, на вопрос: обеспечивают ли российские кинофестивали и кинокритика профессиональную экспертизу качества фильмов? Предвижу жаркие споры, обиды и… полную неподвижность номинальных управленцев кинопроцессом.
Конкурсы и жюри
Теперь о самом главном, ради чего, собственно, на "Кинотавр" так стремятся авторы фильмов, – о двух конкурсах.
В большом/главном – 14 новых картин, отобранных из 73 заявок. Судя по аннотациям на сайте "Кинотавра", преобладает социальная проблематика. Но должно быть и про чувства.
Мотивы пьесы "С любимыми не расставайтесь" Александра Володина – в картине "Еще один год" Оксаны Бычковой. Светлана Проскурина исследует свойства страсти в фильме "До свидания, мама". Трагикомедией об уязвимости каждого – "Звезда" – возвращается в режиссуру Анна Меликян. Тех, кто потерял корни в гонке за пустым успехом, показывает Ангелина Никонова в "Велкам хоум".
"Дурак" Юрия Быкова – это сантехник, который борется с цепью чиновников. В Семипалатинске 1953 года происходит "Испытание" Александра Котта. "Кино про Алексеева" Михаила Сегала о старике, который понял, что прожил чужую жизнь. "Белая, белая ночь" Рамиля Салахутдинова – петербургский морок частного детектива.
Это все работы известных в профессиональном кругу режиссеров среднего поколения. Также в конкурсе шесть дебютов. Это документальная драма "21 день" Тамары Дондурей о жизни в хосписе. Очередная версия темы "Девочка ищет отца" в картине "Как меня зовут" Нигины Сайфуллаевой. Уже прогремевший в Москве фильм "Комбинат "Надежда" Натальи Мещаниновой посвящен само-чувствованию подростков, которые живут за Полярным кругом на обломках Советской империи и костях узников сталинских лагерей.
Школьное гетто для проблемных детей в своем "Классе коррекции" рассматривает Иван И.Твердовский, известный своими якобы документальными провокациями. "Спроси меня" Веры Харыбиной – восемь исповедей, не то реальных, не то вымышленных. А смысл фильма "Ч/Б" Евгения Шелякина я затрудняюсь передать вам коротко – там действуют "молодой националист Ярослав", "кавказский проходимец Нурик" и чей-то Ангел-хранитель.
Программный директор Ситора Алиева обратила внимание прессы на то, что больше половины фильмов конкурса созданы режиссерами – женщинами. Если картины при этом нельзя будет назвать "женским кинематографом", я буду чрезвычайно рада.
Выбирать лучшую работу поручено жюри во главе со свежим каннским призером Андреем Звягинцевым. Он же даст мастер-класс, а на закрытии "Кинотавра" представит своего "Левиафана" – поскольку фильм продюсировал Роднянский, он не мог быть участником конкурса в принципе. Пока картину видели только бывшие в Канне, остальные активно обсуждают: повредит "Левиафану" вырезание ненормативной лексики или нет? Впрочем, на "Кинотавре" обещают показать авторскую версию. Что можно профессионалам (или интеллигенции?) – публике (или народу?) ни-ни.
Еще в жюри актеры Юрий Колокольников и Елена Лядова, оператор Владислав Опельянц, сценарист Денис Родимин, продюсер, главный редактор телеканала "Культура" Сергей Шумаков и кинокритик Алена Шумакова.
Второй конкурс "Кинотавра", предмет его гордости, – короткометражного кино. 23 работы. Среди них, что интересно, еще один фильм Анны Меликян – "Про любовь 2". А также короткометражки известных людей: артистов Григория Добрыгина – "Верпаскунген" и Яны Трояновой – "Рядом" (дебют), режиссера Жоры Крыжовникова – "Нечаянно", сценаристки "Шапито-шоу" Марины Потаповой – "Некролог" (дебют).
Жюри этого конкурса: режиссер Алексей Мизгирев ("Кремень", "Бубен, барабан", "Конвой"), актриса Виктория Исакова ("Оттепель", "Зеркала"), кинокритик Стас Тыркин, продюсер Валентина Михалёва.
Классик
И все же одно торжественное событие случится. На открытии фестиваля режиссеру Александру Сокурову будет вручен приз "За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию". На следующий день Сокуров даст мастер-класс "Общество и кинематограф". Он говорит о силе кино много лет – увы, она часто несозидательна, а порой даже враждебна человеку. Но кто ж его слышит.
Может, поэтому двадцать пятый "Кинотавр" ничем не будет отличаться от предыдущих.
Впрочем, посмотрим.
Читайте также:
XXIV "Кинотавр": Интимные и публичные места нашего кино