В получасе езды от Краснодара расположена станица Старокорсунская. Полдень. Дети шумной толпой возвращаются из школы, вот кто-то едет на велосипеде, а паства выходит из церкви. В Старокорсунской сохранился размеренный сельский уклад жизни, и не важно, какой год на дворе. Эти пейзажи и эти люди — герои картин Алексея Паршкова, знакового кубанского художника, который здесь живет. Художник радушно встречает нас, и мы идем в светлую и теплую мастерскую, устроенную на мансарде.
Алексей Паршков принадлежит к числу основателей южнороссийской школы живописи, в которую критики объединяют творчество художников Краснодарского края: Валерия и Ларисы Блохиных, Сергея Воржева и других. Паршков стал учителем для нескольких поколений художников, и его творческие находки интерпретируются в работах многих коллег. Алексей Андреевич, являясь серьезным реалистом, чаще всего работает в неосимволизме. Он пишет жанровые картины: натюрморты, пейзажи, портреты, а также условные и абстрактные композиции.
— Бывает, хочется резать и рвать все работы, чтобы себя взвинтить. Я по природе экспрессивный человек и отдыхать не могу. Зачем отдыхать — я не устаю вообще. Вот есть Северный полюс и есть Южный — они не устают. Так и я, как два полюса сразу. В Киргизии я сделал 21 работу за 21 день, в Пензе 18 работ за 10 дней, — рассказывает художник.
В 2017 году Алексей Паршков отмечает 70-летие. К юбилею приурочены выставки в Майкопе, Грозном. В сентябре экспозиция откроется в Краснодаре.
Алексей Паршков родился в городе Кропоткине Краснодарского края в 1947 году. Окончил Краснодарское художественное училище, затем графический факультет Московского государственного художественного института им. В. Сурикова. Член Союза художников РФ с 1982 года, заслуженный художник РФ. Стипендиат Российской академии художеств. Награжден серебряной медалью Российской академии художеств, медалью «Шувалов». В 2011 году — золотой медалью Российской Академии художеств. В 2013-м — золотой медалью Творческого союза художников.
— Нравится ли мне преподавать? А вам нравится дышать? Это вопрос ритмичности: если ты вдохнул, значит, и выдохнешь. Если ты наполнен, ты должен освободиться — иначе взорвешься. Нравится или не нравится — это не работает. Я просто не могу не преподавать.
Произведения художника хранятся в собраниях Краснодарского художественного музея им. Ф.А. Коваленко, Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств, Государственной Третьяковской галереи, в коллекции Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, в филиале Музея народов Востока в Майкопе, а также в частных собраниях России, Голландии, Югославии, США, Канады, Чехии, Германии, Кипра. С 1976 года принимает участие в групповых, городских, краевых, региональных, всероссийских и международных выставках.
— Любая работа, выполненная в реализме, не отрицает Бога и законов космоса. Абстракция — это сущность всего живого. Поэтому я работаю и в предметной живописи, и в абстракции.
— Я ни за что не выступаю, я за Корсунскую. Рай — там, где находится человек. Его надо таскать с собой в сердце, а не ждать и не искать. Мы можем взять обстоятельства в свои руки, и тогда мы перестаем искать место счастья. Мы не можем просить, мы можем делать и любить. Добиваться счастья — это абсурд.
— Посмотрите, какая магия! Герои — колдуны! Они счастливы, им не нужно ни холодильников, ни демократии, современные ценности — это просто мусор для них. У них простой, натуральный, естественный ритм жизни. Почему мы не можем вопреки всему стряхнуть все это с себя и быть самостоятельными?
Искусствовед, член Общероссийской общественной организации историков искусства и художественных критиков Татьяна Соколинская так описывает творчество Алексея Паршкова:
— Мастер относится к авторам, которые работают со стихиями земли, воды, воздуха... Происходящее на его холстах созвучно космическим процессам на солнце, далеких планетах, белых карликах, в черных дырах. Но это не фэнтези и не научная фантастика. Паршков отказывается от трендов современной цивилизации ради утверждения идеалов традиционных земледельческих культур. Подобно Николаю Федорову, он стремится воскресить души ушедших, «тени забытых предков». В своих произведениях он создает мифологическую и утопическую картину мира. Но без утопии, то есть без идеала, нет развития, мир лишь воспроизводится.
Алексей Паршков пишет большие тематические полотна, выходящие за рамки станковой картины и приближающиеся к монументальным панно. Они, как правило, плоскостные и декоративные, обобщенностью и лаконизмом тяготеющие к архаике. Всем работам свойственен общий иконографический подход. Монументальность поз жителей кубанской станицы подобна молитвенному предстоянию святых в византийском и древнерусском искусстве, однако предстоят они перед солнцем, небом, космосом, позируют, будто совершают магический ритуал.
Его герои — жители станицы Корсунской, быт и бытие которых нераздельны, природа космична. Это дети земли, живущие по ее элементарным законам. Стихийно-витальное их существование оказывается одновременно и разумным. Они косят сено, убирают картошку, доят коров, сидят за праздничным столом. В этом есть большая доля поэтизации патриархального уклада жизни кубанских жителей. В эпос привносится лирическое, глубоко интимное начало.
Читайте другие материалы из мастерских художников:
- Валерий и Лариса Блохины: Лучшие работы сделаны на одном дыхании
- Валерий и Инна Цукахины: Если в картине нет волшебства, это не искусство
- В мастерской художников: Арт-группа Recycle
- Иван Дубяга: Мне неинтересно здоровое искусство
- В мастерской художника: Михаил Смаглюк
- В мастерской художника: Владимир Колесников
- В мастерской художника: Владимир Мигачев