Казаки, трактористы и стройка. Каким видят Краснодарский край читатели иностранных СМИ

  •  © Коллаж Дмитрия Филиппова, Юга.ру
    © Коллаж Дмитрия Филиппова, Юга.ру

События в Краснодарском крае волнуют многих зарубежных пользователей. Это и эмигранты, интересующиеся жизнью на Родине, и потенциальные туристы, выбирающие место для путешествий и отдыха, и инвесторы разных направлений, оценивающие перспективы вложений в регионы мира. Важнейшая составляющая образа региона — новостная повестка. Ее насыщенность и регулярность позволяют выделить край среди прочих. Довольно часто первоначальное знание о регионе приходит именно из новостного сюжета.

В 2015–2016 годах внимание иностранных туристов к российским курортам возросло. Об этом свидетельствует рост бронирования авиабилетов в популярных онлайн-системах. Спрос на поездки в Россию в 2016 году вырос на 30%.

Сочи, мост, футбол

Значительная часть публикаций зарубежных СМИ — это спортивные обзоры и аналитика, в первую очередь посвященная игре ФК «Краснодар» и прогнозам итогов выступлений в еврокубках. Много материалов вышло в связи с «Вечеринкой Мамаева и Кокорина» — когда два футболиста, один из которых принадлежит «Краснодару», попали на видео с распитием шампанского в одном из клубов Монако после вылета сборной России по футболу с Евро-2016. Публикации на эту тему появились в таких СМИ, как британская the Guardian или норвежская Aftenposten, но все они исключены из общего обзора.

Стоит отдельно выделить статус и образ Сочи, который не представлен в выборке как информационная составляющая Краснодарского края. В мировых медиа уже сложился образ города как отдельной точки России, фактически, это «гостиница» для проведения мероприятий международного уровня. Упоминаемость Сочи в значительной степени связана с проведением в городе международных встреч на высшем уровне, участием руководителей страны в региональных мероприятиях, проведением международной Черноморской регаты, Всемирных хоровых игр, фестиваля «Новая волна», а также различных форумов и конференций.

Регион обширно упоминается в зарубежной прессе в связи со строительством Керченского моста, однако же практически все публикации содержат минимальное упоминание края, сосредотачивая основной интерес на самой стройке, геополитических аспектах и международном праве.

За год Краснодарский край чаще всего упоминали в американских изданиях (13 публикаций), почти в два раза меньше был интерес в Германии (7), затем идут Великобритания (6), Франция (4) и Швеция (3). По два материала вышло в Дании, Испании, Литве, Латвии, Норвегии, Финляндии. Один материал рассмотрен у следующих стран: Израиль, Канада, Китай, Польша, Португалия, Чехия, Швейцария.

Чаще всего Краснодарский край фигурировал в публикациях американских Forbes и Open Democracy. Дважды публиковали материалы о регионе BBC, The Guardian (Великобритания), Delfi (Латвия), Die Zeit (Германия), Helsingin Sanomat (Финляндия), The Daily Beast (США), The Washington Post (США).

Образ крестьян в мировых СМИ

Самая яркая тема, прошедшая в медиа США, Германии, Испании, Франции, Великобритании, Швейцарии, Швеции, — «марш фермеров на тракторах». Он подробно освещался как «бунт безземельных крестьян», с репортажами из станиц, цитатами участников «марша».

Цитата из репортажа шведской Dagens Nyheter: «Большинство собравшихся — пенсионеры. Женщины в районе 70, в ярких платьях и отглаженных косынках или летних шляпах. У многих подкрашены губы и глаза. Пожилые мужчины в своей лучшей одежде — костюмных брюках, рубашках и кепках. Молодые люди — с непокрытой головой. Молча и терпеливо ждут они, собравшись вдоль дороги через деревню Калниболотская. В этих южнорусских краях деревню называют «станица», что изначально означало «казацкое поселение». Открытые просторные земли Краснодарского края вплоть до 1920-х принадлежали казакам, пока коллективизация не загнала всех в колхозы и совхозы. У края дороги трое полицейских наблюдают за народом. Позже я узнаю, что полиция заранее посетила деревню, пришла в каждый дом и заставила жителей подписать бумаги о том, что они не станут устраивать демонстраций».

Достаточно много в мировых СМИ упоминали январский протест пенсионеров против повышения стоимости проезда, однако все эти упоминания были в одном ряду с другими российскими митингами, без углубленного изучения. Сами публикации содержали экономическую аналитику и прогнозы возможных протестов.

В преддверии парламентских выборов Кремль рассчитывает на социальный мир, даже если придется его купить, подчеркивает Авриль, приводя в качестве примера Краснодарский край, где после возмущения пенсионеров губернатор отказался от проекта пересмотра порядка выплат на общественный транспорт. Похоже, Кремль тоже готов перейти к такой политике латания дыр

Le Figaro

Материалы про пенсионеров и фермеров значительно повлияли на общую оценку состоятельности экономики Краснодарского края — негативная оценка была в 45% публикаций, позитивная — в 37%, нейтральная — в 18%. При этом, если исключить «марш фермеров» из рассмотрения, то доля позитивных публикаций об экономике вырастает до 67%. Сходная ситуация и с оценками перспектив сельского хозяйства региона. Доля позитива и негатива равная — по 45%, при этом лишь одна негативная публикация не затрагивает «фермерский марш». Стоит отметить, что три публикации из трех о промышленном и производственном потенциале края оказались положительными, также упоминается успешный опыт завода Claas.

Интересно, что испанские и английские СМИ в оценках экономики (производства и с/х) придерживались негативных характеристик, немецкие — положительных, а в американских, французских и шведских медиа присутствуют оценки всех тональностей.

Пример подачи материала в испанской El Pais: «В каждом из российских регионов ситуация своя. В Краснодаре, на юге России, где по российским меркам не самая худшая экономическая ситуация, жители, чтобы выжить, предпочитают наряду со своей основной работой еще заниматься подработкой. Катерина рассказала изданию, что в свободное время она готовит пельмени и продает их среди своих знакомых. Ее тетя Евгения у себя на подворье выращивает уток. Житель Адыгеи Сергей поведал нам, что он занимается изготовлением сыров, что весьма выгодно в условиях, когда российские власти запретили ввоз сыров из Евросоюза».

Краснодарский край регулярно подвергался сравнениям с другими регионами, в основном в положительном ключе — здесь дешевле продукты (чем в Крыму), меньше коррупции (в сравнении со строительством питерского стадиона), выше зарплаты (чем на Северном Кавказе). В Forbes приводится пример успешного российско-американского сотрудничества: «В моей компании, головной офис которой находится в Нью-Йорке, работает 28 человек на Манхэттене и 63 человека в Краснодаре — городе на юго-западе России, расположенном в трех часах езды от Сочи. В нью-йоркском офисе я часто слышу русскую речь, а наши сотрудники в Краснодаре учат и свободно разговаривают на английском языке. Я на собственном опыте убедилась, что финансовое и культурное взаимодействие внутри российско-американской компании может приносить массу пользы, и наша компания не единственная».

Рецепты кубанской кухни:

Зарубежная аудитория в 2016 году открывает для себя Краснодарский край с необычной стороны — через гастрономические вкусы жителей, которые едят крыс (rat). Публикации в The Guardian и ряде других иноязычных СМИ повествуют о бистро Krasnodar в Москве и рестораторе Тахире Холикбердиеве, который рассказывает о южнороссийской кухне. Подачу материалов можно считать благожелательной, продвигающей кубанскую кухню в мировую повестку. Датская Jyllands-Posten так описывает регион: «Краснодар — территория на юге России, известная, в частности, казаками — народностью с очень своеобразной многовековой культурой, сложившейся в том числе в степях юга России и на Украине. Для казацкой кухни характерно обилие мясных блюд, и у казаков весьма широкие представления о том, что можно положить на тарелку. За 940 рублей (примерно 100 датских крон) корреспондент Jyllands-Posten получает салат из помидоров с южнорусским попкорном и бургер с жареным мясом нутрии. Нутрия — это приличных размеров грызун, мясо которого слегка напоминает мясо ягненка, она не слишком частый гость на российском обеденном столе, но на юге России ее разводят и используют в местной кухне».

Во всех материалах, где речь шла о привлекательности для посещения или переселения, Краснодарский край для иностранного читателя представал идеальным регионом для туризма и миграции — 100% статей несут положительную характеристику. О перспективах переезда в регион рассуждают и по экономическим показателям, и приводя цитаты мигрантов. Отмечается благожелательность к приезжим, терпимость к разным религиям и национальностям.

Наиболее проблемная тема Краснодарского края, по мнению мировых СМИ, — это безопасность. 44% публикаций содержат негативные оценки силовых ведомств, полиции и казачества. В 40% нейтральных утверждений не выносятся оценки, но читатель узнает о наличии в крае базы по подготовке наемников в Молькино, а также о регулярных военных учениях.

К этому же разделу можно отнести публикации, затрагивающие темы справедливого суда (3 из 3 негативных) и прав человека (2 из 3 негативных). Среди них — история Оксаны Севастиди, осужденной за шпионаж после отправления СМС, и дело сотрудников Белореченской колонии, осужденных за издевательства над подростками. Упоминаются Дарья Полюдова, Сурен Газарян, Евгений Витишко.

В мировых СМИ весной 2016 года упоминали Кореновск в связи с историей об учителе Лятифе Бруки, который на уроке ОБЖ показывал восьмиклассникам фильмы о телегонии. Это заинтересовало таблоиды Daily Mail и Gawker.

Казачество упоминается 4 раза, дважды в негативном ключе в связи с инцидентом в Анапе с группой Алексея Навального. Дважды о казачестве сообщаются нейтральные факты, однако тон публикаций нельзя назвать благодушным: «На деле же «служивые» казаки просто стали еще одной государственной структурой, причем надзорные полномочия им никто не предоставил. В Краснодарском крае было создано государственное казенное учреждение «Казаки Кубани», которое подчиняется администрации региона. ГКУ, по сути, стало проводником бюджетных средств, направляемых казачеству. В штате учреждения числятся несколько сотен человек, в том числе атаманы всех районных казачьих обществ».

Цитата из материала The Washington Post: «До перестройки самобытность казаков подавлялась, но с ее приходом казачьи атаманы на юге России начали процесс возрождения казачества с явным политическим оттенком и в духе национализма, что вполне соответствовало в то время политике Москвы. В казачьих станицах и общинах открывались специальные школы, а казакам разрешили патрулировать улицы некоторых российских городов в качестве своего рода вспомогательной полиции. Бывший губернатор Краснодарского края, сам из казачьего рода, в 2012 году перевел 1000 казаков на государственное довольствие, чтобы они помогали бороться с нелегальными мигрантами, хулиганами и пьяницами. Кремль при Путине продвигает в целом консервативные ценности, и казаки стали олицетворением всего русского. Их часто сравнивают с американскими ковбоями и японскими самураями. Но в их истории также присутствуют многочисленные примеры насилия в духе «комитетов бдительности», борьбы с мусульманскими захватчиками и еврейских погромов».

Кому хорошо?

В материалах с привязкой к краю упоминаются некоторые личности и объекты. Стоит отметить, что минимально упоминаются фамилии нынешних руководителей региона, их заменяет безличное «губернатор» или «местная власть».

Положительные характеристики:

Негативные характеристики:


Краснодарский край еженедельно упоминается в зарубежных СМИ, постоянно находясь в поле интереса мировой аудитории. Образ края за 2016 год представляет собой парадоксальное контрастное сочетание идеальной туристической и миграционной привлекательности, противоречивой ситуации в экономике и сельском хозяйстве при успехах в промышленном производстве, негативных оценок работы силовых структур и казачества.

Штурм парламента и отставка президента
Вчера, 10:00
Штурм парламента и отставка президента
Как экспансия российского капитала привела к политическому кризису в Абхазии